Час пик, или Репортаж с подножки коммерческого автобуса
— Пошевеливайся, бабка! Но куда ж ты свой баул на мою голову ставишь?
— Ой, шапка упала!
— Не толкайтесь, все там будем.
— Только не дыши на меня перегаром…
— Eзди на катафалке: одна и под музыку. Принцесса выискалась!
Тронулись. На светофорах и поворотах утрамбовались, хотя места в салоне больше не стало: зимние пальто и полушубки значительно сокращают полезный объем даже такого вместительного транспортного средства, как пассажирский «ЛиАЗ».
Водитель исправно предупреждает об оплате, называет остановки. Кондуктор, прижатая к стенке кабины, честно пытается обилетить (ну и словечко) тех, кто поблизости. Потому что на остановках, сколько ни старайся, за всеми не уследишь: пассажиры вываливаются из дверцы автобуса сплошной массой, как зубная паста из тюбика, как парашютисты из самолета. Оставляя на полу пуговицы, измятые пачки сигарет, вставные зубы и прочую мелочь…
— При этом кто-нибудь наверняка попытается всучить скрученные, рваные купюры, явно меньшей суммы или какое-нибудь удостоверение типа «Участника войны 1812 года», — со вздохом рассказывала на конечной остановке усталая кондукторша.
— За 12-часовую смену удается сделать в среднем десять кругов на маршруте, — добавляет водитель. — И каждая такая ходка становится сплошным испытанием характера, трепкой нервов. А стимула почти никакого: даже если перекроем 285- тысячный дневной план, получим гроши: кондуктор — 5 процентов, водитель, смешно сказать, 3 процента.
Мнения пассажиров разделились. Одни костерили всех автобусников подряд, давая им весьма нелестные эпитеты. Другие не менее яростно отстаивали полезность коммерческих маршрутов (хоть что-то, когда ничего нет). Третьи ратовали за увеличение числа обыкновенных рейсовых автобусов, хотя никто не знал, где их взять. Были, впрочем, и такие, кто всю вину за нехватку общественного транспорта безоговорочно сваливал на городские власти, злорадно предлагая лишить кабинетных работников служебных машин и вынудить пользоваться разбитыми «скотовозами» или услугами коммерческих рейсов.
Кто виноват — решать не мне. Но с транспортом в городе и впрямь напряженка. Особенно вечером. И выход на линии большего количества коммерческих автобусов, хотя бы в часы пик, наверняка поможет решить проблему. Но при условии, что и экипажи машин, и, в первую очередь, пассажиры научатся уважать друг друга.
А пока что, в итоге проведенного мини-рейда, мне окончательно отдавили любимый мизинец на левой ноге и заляпали масляной краской парадно-выходные брюки. Не жалко. Лишь бы от публикации польза была.