Чудесный доктор
Указом правительства звание заслуженного врача Российской Федерации присвоено на днях Дмитрию Васильевичу Усову. Поздравить его оказалось не так-то просто. На работе врача не оказалось.
— А когда будет? — поинтересовались мы у коллег.
— Не скоро, — отвечают. — Дома он сейчас. С инфарктом.
Звоним домой. Нам повезло — доктору Усову полегчало, и поэтому мы имели возможность встретиться и лично поздравить «прогульщика» с еще одним почетным титулом.
Кто он, доктор Усов?
Кто он такой, доктор Усов?
На этот вопрос однозначно не ответить. Профессор. Хирург. Преподаватель медицинского института. Заведующий кафедрой. Редактор научного журнала. Член правления общества хирургов-гепатологов имени Федорова. Член международной ассоциации хирургов-гепатологов. Автор книг и монографий. А для многих Усов — просто добрый волшебник, способный справиться с грозным недугом — циррозом печени. Слухами земля полнится. Пишут и. приезжают к нему со всех концов страны. Дело в том, что на сегодня Усов едва ли не единственный ученый, занимающийся проблемой регенерации клеток печени. «Регенерация?» — усомнится иной скептик, — Да это что-то из области фантастики. Старую печенку вырежь — можно подумать, новая нарастет? Как же, держи карман!»
«… Печенку мы не отрезаем, но при определенном хирургическом вмешательстве, циррозные клетки способны регенерировать, то есть заменяться здоровыми. Этот процесс долгий, непростой и дорогой…»
Крестьянские дети
В биографии Усова что-то от судьбы Ломоносова. Eсть в Поволжье небольшая деревенька. Здесь в большой семье конюха и крестьянки родился будущий выпускник Военно-медицинской академии, человек, которому многие обязаны жизнью.
… В семье был самым младшим — восьмым. И только он смог получить высшее образование. Сестры очень помогли. Сызмала работал в колхозе… (И, заметьте, все четыре года войны. Недавно прислали Дмитрию Васильевичу удостоверение к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Скоро и медаль саму пришлют. Награда к пятидесятилетию Победы им заслужена и выстрадана в полной мере).
…Школу закончил с золотой медалью. Академию — тоже с отличием. Служил в Кронштадте. Работал на Алтае. В Барнауле познакомился с Зинаидой Гоигорьевной. Живем вместе вот уже больше тридцати лет. Вырастили пятерых детей. Жена семнадцать лет проработала врачом-анестезиологом в областной больнице. На пенсии первый год — из-за внука. А внуков уже пятеро…
Города и люди
Каждый город таит в себе легенду. Эта легенда — имена тех людей, кто составляет гордость и славу его. Имена возникают в памяти у любого, стоит лишь назвать город. Они навеки приросли к нему. Назовешь, скажем, Одессу — и одной из первых приходит на ум фамилия знаменитого глазного врача Филатова. Севастополь заставит вспомнить Пирогова. Курган — Илизарова и Витебского. Намеренно вспоминаю имена врачей, потому что для многих Тюмень связана с Усовым. Доказательство тому — несколько громадных альбомов, заполненных рисунками, вырезанными из почтовых конвертов (Дмитрий Васильевич увлекается филокартией). Так вот, все эти шесть или семь тысяч конвертов доставлены к доктору Усову от пациентовсо всех концов страны (не считая, разумеется, повторяющихся рисунков, которые в коллекцию не вошли). Интересно, знают ли тюменцы своих знаменитостей?
… Москвичи приезжали как- то. Рассказывают — садятся в такси на вокзале и говорят водителю: «Вези в больницу, где Усов работает». А тот не знает. Удивляются: доктор Усов работает в железнодорожной больнице.
Умытые нефтью
Когда бьет нефтяной фонтан, в кадрам кинохроники показывают, как радостно смеющиеся люди умываются черной жидкостью и становятся как бы все на одно лицо. Эти эпизоды служат невольной иллюстрацией к нашему разговору. Мы говорим с Дмитрием Васильевичем о том, что нефть сослужила не только добрую службу для Тюмени. Она словно отодвинула живых людей на второй план, зачеркнула индивидуальности, убрала в запасник другие судьбы.
…Нет здравоохранения в Тюмени. Одна нефть нужна была. А людей не замечали. В других городах отношение к медицине другое. В Кургане, например. С Витебским дружил. Проводил там конференцию, посвященную его семидесятипятилетию. На похоронах был. Очень много народа было при прощании…
О себе Усов говорил мало. Сказал только, что дело его давалось и дается ему трудно. В борьбе вся жизнь. Значимость своего дела попробуй-ка заставь признать тех, кому тщеславие этого никак на позволяет. Но заставить надо. Позарез нужен свой центр. Конечно, железнодорожники к Усову со всем уважением. Но дело его требует большего размаха и средств. А за плечами уже целая жизнь. И кардиомонитор за пазухой — страж сбивчивых сердечных ритмов. И преподавательская деятельность (дело нужное, но всегда ли оправданное для хирурга? Образно говоря, всегда ли нужен микроскоп для того, чтобы им забивать гвозди?). И нехватка учебников. (Мы застали Дмитрия Васильевича за составлением учебного материала для студентов). И нехватка лекарств для себя — «МEКСИТИЛ-ДEПОТ», германский сердечный препарат, — дефицит даже для профессора (название выделяем, чтобы отзывчивым удобнее было читать).
Медицинский центр нужен не лично Усову, а городу. Сегодня ограничены возможности принимать людей из других мест, обеспечить их койками или временным жильем. А ведь это могло бы стать одной из возможностей зарабатывать для города деньги. (И добрую славу, добавим к сему). Впрочем, Усов не одинок. Нет специализации в хирургии. В тюменских хирургических отделениях оперируют всё — и зоб, и холецистит, и язву. Давно пора выходить на тонкости. Только у гепатита существует пять или шесть разновидностей, из которых наши медики различать умеют только две. А для многих больных цирроз печени как раз начинается с перенесенного когда-то гепатита.
Мажорный аккорд в финале
В разговоре выяснилось, что Усову обещана поддержка со стороны городского комитета по здравоохранению. Через два года мечты доктора должны стать явью. После выздоровления намечен и визит к мэру города. Все бы хорошо. Да не очень. Беспокоит Усова смена. Продолжателей что-то не находится.
…Диссертации, конечно, защищают. Но лямку надевать не торопятся. Они видят мой пример…
-А дети, Дмитрий Васильевич?
— Две дочери — медики, но специальность другая. Зять тоже медик. Но коммерция его больше привлекает (а где еще сегодня смогут молодые да энергичные заработать на жизнь?)
Прощаемся. С приветливой и умелой хозяйкой Зинаидой Григорьевной. С маленьким внуком Димкой. С хозяином — профессором Дмитрием Васильевичем Усовым, одним из тех людей, на которых держится Россия. Верится, что не оскудеет наша земля замечательными людьми. (Написал эти слова, и неловко стало, потому что стесняемся мы высокие слова по отношению к другим произносить. Может быть, напрасно? Не о нас ли написаны Пушкиным горькие строки: «Они любить умеют только мертвых»?).
Перед тем как закрыть за собой дверь, не удерживаюсь от «глобального» вопроса:
— Выходит, не нужны пока мозги в России, Дмитрий Васильевич?
Грустно улыбаясь, хозяин покачивает головой.
Что-то не получается мажорного аккорда в финале…
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
***
фото: