Вор — профессия популярная
В нашем доме металлических дверей уже больше, чем обыкновенных. Граждане боятся воров. Примета времени. Однако не помогают ни мощные двери, ни хитроумные замки: то и дело выясняется, что намедни опять обчистили чью-то квартиру, некоторых уже не по разу. И проникают мастера-домушники в чужие жилища с легкостью необыкновенной, почти фантастической. Зачастую среди бела дня.
С одним из таких «специалистов» удалось побеседовать. Правда, после неудачной его вылазки, в камере предварительного заключения.
— Погорел случайно, взять ничего не успел,хотя рассчитывал сорвать приличный куш, — откровенничал этот 28-летний крепкий мужчина, дважды судимый за подобные же преступления. — Квартиру выбираю заранее, иногда подолгу наблюдаю за ней. Принцип простой — надо уметь видеть и слышать. А двери, пусть даже бронированные, не помеха, открыть любые — дело техники, можете поверить профессионалу.
Eсли с домушниками более- менее все ясно, то с другой категорией воришек дела обстоят сложнее. Речь о так называемых несунах. Они прут с предприятий, организаций и строек буквально все, что плохо лежит. Никакие профилактические меры почти не помогают, потому что территории, как правило, не охраняются или охраняются недостаточно надежно, учет продукции хромает, в проходных сидят сонные тетери, дальше собственного носа не видящие. Да и сама администрация предприятий предпочитает не выносить сор из избы, ведь в случае дотошного разбирательства могут всплыть другие вопиющие промахи и беспорядки. Окружающие? Они попросту равнодушны. Притерпелись, ни во что не верят. Ну, сцапают воришку с поличным, а потом мнутся: неудобно, вроде, предавать коллегу и приятеля. А ну как завтра самому срочно понадобится какая-нибудь штуковина или мешок цемента на халяву? Тем более что примеров безнаказанности вокруг предостаточно.
Несунов все видят, все знают — и молчат. Дело совести. Но в итоге мы имеем печальную статистику: десятки тысяч мелких хищений, бессильность правоохранительных органов что-либо коренным образом изменить. А следственная практика свидетельствует — каждое крупное хищение начиналось с мелкого. И при этом все мы желаем жить в богатом, цивилизованном обществе.
Угодила под следствие работница одного крупного комбината. Выяснилось: мать двоих детей, воспитывает их одна. Пожалели, простили, отпустили с миром. А она возьми и попадись вновь. Оштрафовали. Не прошло и месяца — еще раз задержали с поличным. Теперь, похоже, не избежать судимости, пусть и условного, но срока. И никакие слезы уже не помогут.
— Как же так, — спрашиваю, — заработки у вас приличные, на детей компенсации выдают, льготами пользуетесь, а воровать продолжаете?
— Бес попутал, — совершенно спокойно, без тени стыда или смущения, отвечает она. — Глаза боятся, а руки сами тянутся. Да ведь у нас все тащат, а попадаются единицы, дурочки типа меня.
Какие они разные, ловкие «домушники» и незадачливые «несуны». Но как многое их роднит. И никакая охрана и хитроумная сигнализация не помогут, пока не изменятся в корне психология человека и духовная атмосфера общества. А изменятся ли, от нас зависит, от всех и каждого.
Напоследок спросил у специалиста проходить сквозь двери:
— Вот отмотаешь свой очередной срок, выйдешь — и опять за старое?
Усмехнулся как-то криво, пожал плечами и, глядя в сторону, заявил:
— На мой век богатеньких квартир хватит, да и не умею больше ничего…
Выходит, не упрямство это, не глупость, не бравада. Сложившаяся философия. И в этом ее пугающая сила.
РИСУНОК АВТОРА
***
фото: