X

  • 28 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 132
  • 5631

Александр Дольский поет и разговаривает

На сцене — человек с гитарой и два скрещенных макрофона. Сцена — словно геральдический щит, а человек с гитарой -странствующий рыцарь. Александр Дольский. Из поколения бардов, из тех, кто вошел в двадцатый век из Средневековья, из давних времен, когда правду говорили только менестрели и шуты. Он поет, разговаривает, отвечает на записки и дает короткое интервью.

Время, конечно, жестоко. И даже к легким, кажется, людям, к насмешливым певцам. Вот я и спросил: отчего так переменился облик Дольского?

Из интервью перед концертом:

— Это случилось случайно, в отпуске. Я отпустил бороду и поехал в Германию, записывать песню «Джингл беллс». Немцам понравилось, говорят: о! как Санта-Клаус! Они меня сняли, собирались осенью еще пригласить сниматься с бородой. И я ее оставил. А мы все режем, что растет, у нас такая привычка.

…Пой песню, пой! Пой, пока живой.

Eсли ты не сын начальнику, не брат, За Россию, как герой, умрешь, солдат…

(Песня о чеченской войне)

Александр Дольский рассказывает:

— Когда-то я пел много таких резких песен, потом я стал петь только лирические и смешные. Но сегодня я спою еще одну песню с социальным смыслом, потому что молчать ну никак нельзя. В этой песне я прямо обращаюсь к президенту. Тем более что мы учились с ним в одном институте, в Уральском политехническом, и на одной специальности -ПГС: промышленное и гражданское строительство. Я даже гордился этим, начиная с девяносто какого-то года, когда он вышел из ЦК, потом из партии…

…Господин президент!

Посмотрите на лица своих генералов!

Это скучные люди с глазами

легальной шпаны. Это ваша песочница, вы их себе

выбирали. За их розовый жир погибают

на русской земле пацаны…

…И как всегда индифферентны, многозначительно бедны российские интеллигенты цвет умирающей страны…

(Баллада «Господин президент»)

Из интервью перед концертом:

— После убийства Листьева ряд людей, называющих себя интеллигентами, печатают в газетах буквально следующее: надоела такая демократия, дайте нам диктатуру!

— Я не могу их назвать интеллигентами. Потому что диктатура — это когда убивают много и об этом никто не знает. А демократия, правда, уродливая демократия, — когда убили одного и все об этом знают, все об этом печалятся. Настоящая же демократия — когда убили одного и быстренько поймали преступников и наказали их пожизненным заключением или смертной казнью.

Александр Дольский рассказывает:

— Я сюда приехал по приглашению тюменского театра в связи с постановкой новой пьесы «Ангел в Париже». Эту замечательную пьесу написал питерский режиссер и сценарист Владимир Воробьев. Это такой мюзикл, я там 15 или 17 песен сочинил. Вчера я был на регэтиции, мне очень понравились актеры. Просто классные актеры, которое могли бы во МХАТе или в «Современнике» играть…

Я вообще в театре работал довольно много. Я был актером в замечательном театре Аркадия Райкина. С 1979 по 1990 год. Выходил в начале второго действия, пел песни, читал стихи, что-то такое разговаривал с публикой. Аркадий Исаакович говорил, что это «высокохудожественное», но я-то понимал, что он хочет, чтобы у людей отдохнули мышцы брюшного пресса. Люди никогда не смеялись. Потому что после Райкина это было не смешно. А сегодня, может быть, вы и улыбнетесь… Песенка на вечную тему «Душа и тело».

…Из двух частей мы состоим,

Неравных в весе и значенье:

Из тела,

Духа,

А мученье

Дано в противоборстве им…

Несчастье наше в том причина,

Что дух стремится ввысь, вперед.

Телесное, наоборот,

Нас тянет в страшную пучину.

Но расстается тело с духом,

Когда земля нам станет пухом…

Мы летим по небосводу,

По земле ползете вы.

Обрели мы здесь свободу.

Ну а вы, а вы — увы!

Александр Дольский рассказывает:

— Песня для фильма «Кочующий фронт». О гражданской войне в Сибири. Я там должен был играть эпизодическую роль белогвардейца. Тогда бардов почему-то в роли белогвардейцев снимали. Песня эта в фильм не попала: белый офицер поет о России с любовью? Потом один куплет спели в фильме «Трактир на Пятницкой», в титрах ничего не было, и все решили, что это -народная. Потом она пришла из-за границы от эмигрантов, я срочно записал ее на пластинку, чтобы никто не присвоил… Мне была оказана высокая честь, эта пластинка продавалась на двадцать седьмом съезде КПСС, продали 300 экземпляров. Вчера здесь я встречался с афганцами и узнал, что эту песню пели и в Афганистане.

Сергей Киселев, Александр Ефремов

…Господа офицеры,

Я прошу вас учесть,

Кто сберег свои нервы,

Тот не спас свою честь…

Из интервью перед концертом:

— Сегодня очень популярен плач -пропала культура!

— Я считаю, что ничего не пропало, ничего не умерло. Эти разговоры не новые, они нам знакомы с прошлого века. Всегда были такие периоды, когда казалось, что культура умерла. А вот в сталинские времена этого не говорили, а наоборот- что расцвет советской культуры. А расцвета не было, было одно угодничество. Была непонятная книга «Тихий Дон» и непонятно кем написана. У меня большие сомнения, что ее написал господин Шолохов. Я видел, встречался. И это меня наводит на размышления, что такой примитивный человек не мог написать такую гениальную книжку. И эти исследования насчет Крюкова — они могут оказаться правдой… Но это один из случаев. Расцвет, а Пастернака не издавали, Мандельштама не издавали.

— Может быть, когда разговоры о расцвете культуры — это признак ее гибели, и наоборот…

— Культура по своим законам развивается. Eсли режим не давит, она будет развиваться. Конечно, развиваются и различные «измы» и спекуляции в литературе…

Александр Дольский рассказывает:

— Я джазом занимаюсь с юности. Недавно встречался с великим нашим джазменом Алексеем Козловым, он выразил свое согласие вдвоем «играть джазуху». Посмотрим, что получится. А теперь в ритме босановы песня «Я глуп» с эпиграфом из Шарля Бодлера «Не знают умники таких прекрасных снов».

…Я глуп и потому ошибки, неудачи прощаю сам себе, как выигранный бой…

Записка. «Как вам живется в новом Питере?»

— Вы знаете, у меня очень большая семья. У меня трое сыновей. Все мы живем вместе. Это поглощает всю мою свободную от работы жизнь, что порой я и не замечаю, что я живу в Петербурге. Потому что надо их воспитывать, кормить. Старшему — 17, среднему -16, они очень хорошие ребята, я ими горжусь, но — много едят. И это ужасно трудно, дорого, это — кошмар. Но вот картошку жареную любят, и это меня спасает…

Три сына моих, три сердца, три боли. В них все ни отнять, ни прибавить… Я царь их и раб, нет прекраснее воли ? Петр, Александр и Павел…

(Дольский читает стихи и играет. Я не стану мучить себя и вас поиском жалких сравнений, которые дали бы вам представление об игре Александра Дольского. Скажу просто -Играет.)

…Изящней рук на свете нет, Туман зеленых глаз опасен. В тебе все — музыка и свет, Но одиночество прекрасней!

(Только за неимением места опускаю рассказ, как Дольский переложил английскую балладу про призраков, кaтaющиxcя на мертвом коне, на колхозную действительность. И доверчивый дядюшка Том превратился в нашего земляка).

Александр Дольский прощается: …О жизнь моя, как ты мгновенна И как горчит твое вино. Так будь же все благословенно Что мне… дано.

Я желаю всем тюменцам добра, любви, дружбы. Женщинам желаю мужчин, а мужчинам — женщин. Добрых, понимающих, любящих.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта