Мятежная радиостанция
Перед первой русской революцией появился — как ее знамение и предтеча — мятежный броненосец «Потемкин». Знамением каких потрясений станет добровольная отставка коллектива радиостанции «Eвропа плюс Гермес»?
Свой поступок радиожурналисты обстоятельно объяснили на пресс-конференции, которая состоялась в пятницу в городской мэрии. Основная причина, сказал Анатолий Мокроусов, бывший руководитель «E+Г», — в жесткой вертикальной схеме управления, которую «Гермес» начинает проводить в подвластных структурах, не делая исключения и для журналистики.
Возможно, считали: вторая древнейшая профессия, поэтому примут любой диктат и не поморщатся. Ан нет! Поморщились. И даже крышу новую себе нашли. И, может быть, название новое придумают, хотя за вывеску стоило и побороться, поскольку заслуженным авторитетом незаслуженно будут пользоваться другие, те, кого примут на работу взамен строптивцев.
Этот конфликт, на наш взгляд, красноречиво показывает, какое место в нашем обществе занимает журналистика. Зависимость от денежного мешка (та самая, о которой когда-то писал вождь пролетариата) способна низвести журналистику на уровень рекламно-развлекательного чтива, а журналистов превратить в послушных овец, с которых снимают шкуру, едва лишь те попытаются брыкаться.
Наверное, для серьезных занятий журналистикой нужно обладать, как Байрон, лордством и состоянием, чтобы иметь возможность достаточно независимо излагать свои взгляды. А пока даже о проявлении профессиональной солидарности не может быть и речи. Взамен бунтовщиков уже набрали новую команду. Назвать их штрейкбрехерами как-то язык не поворачивается. Кушать-то все хотят.
И все же, думаю, не зря когда-то маячил у берегов Одессы мятежный броненосец.