Проблема занятости по ту сторону колючей проволоки — такая же острая, как и по эту
Что делают люди за колючей проволокой? Этот вопрос в многочисленных российских местах лишения свободы волнует не только родных и близких осужденных, правозащитников и общественность, но и саму администрацию зон, которая вот уже несколько лет чувствует себя, как на раскаленной сковородке.
С одной стороны, заключенные должны быть обуты, одеты, накормлены и здоровы, а с другой — предполагается, что на все эти «блага» за колючей проволокой они должны заработать сами. А как это сделать, если даже многие госпредприятия стоят на приколе-из-за экономических проблем, нарастающих с каждым днем как снежный ком?
Взять хотя бы тюменскую «двойку» (колонию особого режима в районе Гилевской рощи). Некогда образцово-показательное производство постепенно затухает. А ведь умельцы здесь собраны на все руки. Достаточно вспомнить недавнее коммунистическое прошлое, когда конструкторы и рабочие из «спецконтингента» собрали по заказу всемогущего Салманова глиссер на воздушной подушке, которому не было мировых аналогов.
А сегодня, по словам директора производства полковника Александра Зобнина, из двух с половиной тысяч зеков в цеха выходят четыреста человек, остальных просто нечем занять. Вот и приходится крутиться: на своей базе колония собиралась выпускать мебель из дерева, заготовленного в собственном подсобном хозяйстве. Пытаются зеки заполнить нишу и в сфере услуг частным лицам. Выпущены пробные партии мини-гаражей («ракушек»), садовых построек. А тем временем склады завалены светоаппаратурой на миллионы рублей. Продать технику не могут даже по старым ценам — государство само всю прибыль заберет.
Колония, как и любое другое «коммерческое» учреждение, обложена налогами. Причем некоторые из них вообще абсурдны. Скажем, налог на транспорт, связанный с тем, что граждане передвигаются по тем самым разухабистым дорогам. Ну а зеки про такие передвижения, естественно, забывают на весь срок отсидки, и тем не менее с ИТК исправно взыскиваются проценты. И так далее.
В общем, как оказывается, жизнь непроста даже в местах не столь отдаленных.
***
фото: