Встал поутру — прибери свою планету!
Перелом (не переход, а именно так — перелом!) от зимы к весне всегда действует умиротворяюще. Идут по улице слегка ошалевшие от яркого солнца люди. Щурятся.
А зря, между прочим, щурятся. Им бы надо, наоборот, пошире раскрывать глаза и замечать все, что зимой как-то природе удавалось скрывать, а сейчас, на ярком солнце, все так и лезет в глаза.
Один городской начальник как-то на днях непритворно вздохнул: вот был бы сейчас горком партии, давно бы уже всех поставил на ноги, напомнил про «чистые четверги», заставил бы мести, убирать, мыть, сжигать мусор… Но нет горкома. А мусор — есть. Вон он. И ободранные ларьки радостно подставляют солнышку свои ржавые бока. И первые лужи на самых расцентральных улицах весело наливаются первой свежей грязью. А уж во что превращается главный торговый ряд на Центральном рынке — нет таких слов в литературе, чтобы описать этот марш тюменцев в рынок!
Eсли вы думаете, что я пишу это лишь бы потосковать об отсутствии горкома, — ошибаетесь. Сегодня бы никакого аппарата, ни партийного, ни советского, не хватило бы, чтобы оповестить о начале общегородской борьбы за чистоту. Eсли в 990-м году в городе было 700 предприятий (700 телефонных звонков!), то сейчас их 15 тысяч. Пока дойдут с указивкой до последнего, зима начнется.
Между тем мысль, что убирать должен каждый и сам, — не нова и не относится к постсоветскому времени. Помните: встал поутру — прибери СВОЮ планету.
У ларька своя планета, всего метр на метр. Убрать нетрудно. У гастронома «Центральный», ступеньки которого представляют всю зиму угрозу для жизни, — побольше. И так далее.
Конечно, это очень грустно — морализировать (мой руки перед едой!) в весенний чудный день. Но надо. Потому что мы опять можем привыкнуть, как уже привыкли привыкать ко всему самому плохому. К грязи. К нищим на улицах. К отсутствию воды или, наоборот, наличию неизвестно откуда бьющего пара в подъезде.
Можно восторгаться человеческой пластичностью, способностью адаптироваться и выживать где угодно. Вот только цена за это выживание — культура. Представьте себе пропахшие травкой вузовские коридоры, а в аудиториях звучит: Возрождение! Петрарка! Лев Толстой! А потом улица, заляпанная грязью, наши автобусы (без эпитетов), пропахшие мочой подъезды…
Привыкли. Глаз «пристрелялся». И уже не видит грязные пятна вместо сбитых зимою липок на площади у мэрии. Не видит спиленных по случаю Нового года голубых елей возле администрации Калининского района. Мы что — уезжаем все из Тюмени? Или собираемся жить дальше?
А коли собираемся жить, так отчего же не начать с генеральной уборки? Для этого есть замечательный повод — солнце светит!
***
фото: Фото Сергея Киселева