X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Удастся ли Лутоне решить свои проблемы в тюменских коридорах власти?

Все богатства человеческой мимики подойдут для оценки такого странно удивительного явления в наш городской мир, как несомненный тюменский культурный Ренессанс (подъем, возрождение). От иронических гримас до широкой улыбки удивления.

Преодолейте ледяные поля с мило вмерзшими в нечто, когда- то напоминавшее тротуар, презервативами на ул. Луначарского, споткнитесь о грязные кочки на Коммунистической — вы у цели. За красивой резной дверью — храм Петра и Павла, занимаемый сейчас музеем. Закроете дверь — и вы в другом, чистом, мире — подлинном приюте гармонических деяний наших предков. Их хранители встречают вас так хорошо, словно они получают минимальную американскую зарплату в 50 долларов (там она еженедельная, между прочим).

Само очарование и полный «белль тон» во всем плюс прекрасное знание предмета (Н.Войнова) увлекает вас новой экспозицией «Русский самовар». Да, умели делать вещи и красиво жить наши пращуры. Но, но… Вечер еще только начинается, вы покидаете музей, снова осторожно пробираетесь мимо грязных примет текущего времени на остановку «Строительный институт». С удивлением замечаете, что рядом на откосе наконец-то отреставрировали старинный особняк, занимаемый больницей… Что такое? Теперь тут офис банка «Гермес»! Что же он территорию вокруг не привел в соответствие своей звучной рекламе? Наверное, до лета отложено дело.

А вы уже в центре. Любите ли вы театр? Ах, вы не то что, но и больше… Прелестно, но как трудно выбрать. Драма и комедия зовет на премьеру по редкой для российского репертуара пьесе Жана Ануя «Non dolet». Учебный театр института искусств и культуры не против, чтобы вы увидели сказочную феерию по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери (самое правильное написание в Тюмени, смотрел во французской истории литературы XX в.).

Можно проехать в «Геолог», там тоже премьера — молодежного авангардного театра Дмитрия Кузьмина «Альтернатива». Вас хорошо протрясет на его «американских (театральных!) горках», где каждый скачок — вывихнутый сустав конца нашего века, заключенный в трагифарсовую пьесу — «Клетку» Л.Корсунского.

Готовится новая программа для литературно-театральной гостиной в доме Машаровых. А в зрительном зале Театра кукол и масок «шумит-гудит веселый шум» на премьерном спектакле — своеобразном комическом и сатирическом «поезде» русских народных сказок и анекдотов под названием «Лутоня» (драматургическая версия и постановка гл. режиссера С.Кузина)…

Похоже на рекламную справку? Возможно, только все названные произведения объединяет мизансцена прощанья с недавним образом «крепкого провинциального театра», с его штампами, кричащими кружоплями (термин плохой игры на театре) и бледными поганками, выращенными на те- лосе столичных сенсаций.

Наши коллективы даже давнюю технику сцены и свет середины века с помощью комбинаций экранов, переносных фонарей и пистолетов, фосфорных накладок на одежды, стробоскопов превращают — себе на пользу! — в тюменский техномодерн, дабы усилить эмоциональное восприятие спектаклей. Опираясь на мировой и отечественный творческий опыт, наши театры практически используют всю палитру форм и направлений — от сетевых конструкций, ажурных башен и трансформаторов до изысканного эстетизма пластики (работы С.Кузина, Э.Соболя, Л.Филатовой и др.), общения персонажей на «земляничных полянах» архетипов и тусовочного буйства.

Но стоило мне восхититься этим интересным парадом режиссерских исканий, игровой философичностью наших ведущих актеров, сценическим богатством постановок, как тут же наши служители муз вылили на меня ушат холодной воды. Оказывается, все последние постановки дались коллективам неимоверно трудно. Буквально вымаливались деньги, материалы, техника.

Сам рывок в новое наших театров люди решающие не очень-то заметили. Премьера «Лутони», к примеру, событие международного класса. Eе посетила со мной госпожа E.Хилтунен, президент российского филиала «Школы Монтессори». Восторгу не было границ. Она загорелась идеей снять видеофильм и показать его финским друзьям. А вдруг, вернувшись в Москву, она не перегорела? Ведь нашла же она для своего центра солидных меценатов, почему бы по воле счастливого случая им не заинтересоваться нашим кукольным театром, уже покорившем Италию? А ведь могут пригласить надолго, обеспечить всем.

Второй аргумент в пользу решительного поворота тюменских властей предержащих в сторону весомой помощи тюменским театрам: они реально занимаются духовным возрождением в городе на фоне пустозвонных раутов, никчемных конференций и семинаров. Они делают дело, но уже на последнем нерве и могут сорваться на взлете.

Любопытно. В официальном сообщении об итогах прошлого года тюменский обл. бюджет был сведен с весьма солидным превышением доходов над расходами. Хоть бы с десяток премий, что ли, учредили для тюменских деятелей искусств…

Наблюдение третье: на всех премьерах было очень много молодежи. «Non dolet» я увидел в первый день премьеры. Но если на «Мирандолине» были все сливки местного общества, то здесь и словом было перемолвиться не с кем. Лишь несколько официальных лиц и почти никого из культурной среды.

Обычно наш брат журналист, пишущий о культуре, выходит покурить на улицу. А тут никого. Пришлось идти в курилку. Она была сплошь забита крепкими парнишками, схожими с теми, кто охраняет покой и доходы наших коммерсантов. Но это была смена — пэтэушники, старшеклассники. Простите, ученики лицеев, технических колледжей, гимназий.

Матернулся самый крутой, но никто не поддержал. Ребята очень даже осмысленно приняли спектакль. Тем более что элементы клипа, рок-музыка и пластика действа органично дополняли традиционные формы общения актеров на сцене. Вот она, освежающая нравственно и эстетически сила театра. И во всех премьерах не было пошлых игр в порнуху, чернуху, радикальные модные расправы над недавним советским прошлым.

На днях зрел по телевизору очередную московскую «сенсацию русского театра». В разгар затянутого взаимного пыхтения популярных актеров (он — в позе «вис прогнувшись», она — амазонка на генитальном седле) в постель упал бюст Ленина. Народная артистка России скосила на него глаз и натужно прохрипела: «Ломаешь кайф, мудак… ничего, третьим будешь». Спектакль, кстати, был удостоен премии какого-то очередного то ли «Триумфа», то ли «Овации».

Обновленный тюменский театр уже не боится художественно исследовать природу зла, он вторгается на его территорию, обнажает многие грани нашей греховности, жуткую бестиальность насилия. Но он пока не растворяется в показе всесилия наших животных инстинктов, бесстыдной биомеханики плоти. У него еще пока здоровый дух, его отношение к интиму теперь свободное и раскрепощенное — но не ради нашего побега назад, в пещеры. Оскверненная и поруганная, человеческая Любовь не отбирается у зрителя. Как и Вера, и Надежда.

Наверное, в массе тяжелых вопросов повесток дня работы наших дум и администраций при желании можно найти место для обсуждения ситуации в местной культуре. Eще чуть-чуть — и все может полететь в тартарары. А пока в проектах уставов области и города практически ничего нет про социально-экономический статус нашей культуры.

И что в этом плохого? Местный закон «О культуре», льготы, налогообложение, финансирование, рамки работы совместно с коммерческими структурами… Тем временем театральные труппы уменьшаются, оставшиеся работают на пределе. Это ведь тривиально — бескультурье погубит все и вся.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта