Главе администрации города Тюмени Киричуку С.М.
Копия: Главе администрации Тюменской области Рокецкому Л.Ю.
Уважаемый Степан Михайлович!
Тюменское антимонопольное управление рассмотрело Ваше обращение, опубликованное в «Тюменском курьере» 28.02.95 -о поставках нефтепродуктов в областной центр, и полностью согласно с Вашими оценками действий государственного предприятия «Тюменьнефтепродукт».
Управлением детально изучены причины возникновения дефицита нефтепродуктов на рынке г.Тюмени и юга области в IV квартале 1994 г. и в I квартале 1995 г., и мы можем утверждать, что по вине руководства ГП «Тюменьнефтепродукт» товары (нефтепродукты) фактически были изъяты из обращения. Изъятие товара из обращения произошло в результате лишения права структурных подразделений ГП, в частности, Тюменской нефтебазы, на самостоятельное заключение и исполнение договоров с поставщиками. Данную акцию руководства ГП мы расцениваем как меру пресечения попыток некоторых структурных подразделений предприятия (Тюменской, Тобольской, Заводоуковской, Омутинской и др. нефтебаз) выделиться из состава ГП в процессе приватизации.
Формально акт изъятия товара из обращения подпадает под ст.5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и квалифицируется как монополистическая деятельность предприятия, доминирующего на местных товарных рынках. Однако механизм пресечения монополистической деятельности в подобных случаях имеет слабую законодательную основу и не снабжен достаточным инструментарием для оперативного реагирования. Более того, подобные одноразовые акции не способны устранить первопричины монополистической деятельности предприятия. Необходим более кардинальный подход, суть которого — в развитии конкуренции на местных рынках, нефтепродуктов.
Условия для развития конкуренции в данном случае могут быть созданы через разукрупнение госпредприятия в процессе приватизации, тем более есть реальные предпосылки такого разукрупнения.
Однако план приватизации госпредприятия, представленный на согласование управления в феврале 1995 года Тюменским областным комитетом по управлению’ имуществом,- предусматривал акционирование ГП в целом. Управление отказало в согласовании такого плана приватизации и выдвинуло встречные предложения о предоставлении ряду предприятий (структурных подразделений)статуса юридического лица. Данная позиция управления поддерживается рядом руководителей администрации области, ответственных за обеспечение области нефтепродуктами.
Но представитель собственника — облкомимущество (Бурцев Г.А.), имеющий достаточные полномочия по разукрупнению госпредприятия в процессе приватизации, не спешит с принятием такого решения, имеющего актуальное значение для предприятия и граждан области.
Не сомневаемся, что со стороны руководителей ГП «Тюменьнефтепродукт» будет предпринято все возможное и невозможное, чтобы добиться одобрения на предстоящей конференции трудового коллектива 16 марта приватизации предприятия в целом. Мнение конференции трудового коллектива, конечно же, важно, его необходимо учитывать, но оно не может быть окончательным решением, когда речь идет об интересах всего населения юга области.
Полагаем, что решение по приватизации такого социально важного предприятия, как «Тюменьнефтепродукт», должно приниматься не в закрытом кабинете председателя облком-госимущества, а на совещании у главы администрации области, где были бы учтены интересы и предложения разных сторон, рассмотрены разные варианты приватизации и прогнозы реализации этих вариантов.
Начальник управления В.А. Самойлик