X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Новости культуры тундры мы узнаем из Москвы

Несколько московских газет поместили информацию о сегодняшней жизни удивительного человека — Анны Неркаги. Eсть ряд классных имен в ненецкой северной литературе, но только с ее именем связано художественное воссоздание национального образа мира своего небольшого народа. В поэтичнейшую сагу прозаика вошли две повести: «Анйко из рода Ного», «Илир». А третья — судьба ее туманна, говорили, что пишет она вещь под условным названием «Белый ягель».

Стоит преклонить колена перед А. Неркаги. Презрев местную лит.богему, она, еще до перестройки, вернулась на родину — спасать свой народ, его культуру. Идиотское слово — культработник — мало что говорило тогда о ее подвиге. Зато ее чум появлялся и ставился в самых глухих местах. На его духовное излучение собирались люди…

Последнее десятилетие А.Неркаги билась как рыба об лед. В своей доброй охоте она была все равно одинока — в среде современных варваров, губивших ее легкоранимую северную землю, выкачивающих ее недра, разрушавших древний и надежный уклад жизни родичей.

Искусное слово пришлось сменить на прямое слово публицистики, облитой горечью и злостью. Сколько бумаги извела и еще изведет наша абитура о нравственном подвиге современника. А тут — редчайший, реальный, достойный пример его. Eдиничный в России. Когда не вздыхают в московской квартире об устоях и утраченной душе народной, как некоторые писатели, а переселяются в глубинку и там эти устои восстанавливают личным примером.

Найдите на карте Воркуту. Она обречена, и это будет еще одно -тягостное деяние нынешнего режима, ибо встал этот город на костях не только зеков-уголовников, но, прежде всего, политических. Нашли же американцы приемлемую социально-экономическую форму сохранения жизни городов Аляски, кстати, основанных россиянами.

Перевалите по карте взглядом вправо от Воркуты по ее параллели через Приполярный Урал. В точке пересечения с рекой Щучья, впадающей в рукав Оби, найдете ненецкий поселок Лаборовая.

Вот он-то не умрет, как Воркута. Там живет сейчас А.Неркаги, ставшая для своего рода просвещенным, умным и деловым администратором, купцом, посредником в делах с властями. Разобравшись в нынешней смуте, она поняла, что надеяться можно на самих себя, на народное самоуправление. Получился северный вариант идеи проф. С. Федорова.

Лаборовая не брошена на произвол судьбы, как многие соседи. А.Неркаги образовала своеобразное общинное фермерское хозяйство «Надежда». Оно закупает оленину, пушнину, панты и находит покупателей, которые поставляют сюда сахар и хлеб, спички и муку… Снова открыт медпункт, ибо из своих доходов «Надежда» приплачивает медработнику. Eму есть теперь за что жить в тундре с пяток лет. Тем более что А.Неркаги приобрела систему связи, и сейчас в экстренных случаях в поселок за 150 км от Лабытнанг по вызову примчится «скорая помощь». А третья повесть? Пишется…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта