Есть жажда творчества, уменье созидать…
Проклинать или плакать? Кричать во тьму, звать неведомых свидетелей? Ужо тебе! Кому?! Да, воистину «весь мир — театр, театр военных действий. Да только вот для зрителей нет мест».
Прожив пять десятилетий, давно бы следовало привыкнуть — жестокость человеческого общения даже в сфере прекрасного была и есть неписаным «законом».
Самое убийственное в нем — умолчание. Эффективное средство уничтожения собрата по творческому цеху. Равное сплетням, оговорам, интригам, кампаниям по дискредитации коллеги.
А всего-то я хотел написать рецензию на художественную монографию-альбом «Художницы Тюмени» (1994), изданную Тюменской областной организацией Союза художников России. Первый за 50 лет ее жизни. Бумага и типографская работа — финские. На уровне мировых стандартов. А они имеют такую удивительную привычку, когда любое халтурное искусство саморазоблачается до упора, а потуги иных новаторов лишь забавляют своей претенциозностью.
В нашем случае высокое полиграфическое искусство оказалось призванным достойно и панорамно представить тюменцам многокрасочный симфонический портрет нашей земли, ее историю, норов, художественное измерение судеб многих наших поколений и замечательных лиц.
Свыше 70 разворотов сливаются в нашу тюменскую радугу, создавая уникальный образ картинной галереи, в которой каждая новая «зала» встречает «посетителя» собственным откровением, неожиданными сюжетами и колористическими поисками. Лишний раз понимаешь горькую суть слов «несть пророка в отечестве своем..» Лишний раз радуешься — нет в России второстепенных мест, региональных мастеров искусств с уничижительной приставкой «провинциальные».
Я не буду беспокоить тебя, читатель, перечнем картин, репродукций скульптур, керамики, графических работ, длинным рядом фамилий наших художников, специальным искусствоведческим анализом манер и направлений В альбоме есть все от вполне жизнеспособного реализма до авангарда и постмодернистских изысков.
Я не хочу спорить с составителями, почему, к примеру, в развороте художника В. не помещена всесоюзно известная «Дума об отце», зачем отсутствуют работы С. Перепелкина, И.Сашневой и других авторов. Ясно, что альбом не смог вместить все и вся. Хотя… Будем говорить о том, как и какую красоту нашего тюменского мира излучают произведения, в нем помещенные. Придется опустить и имена, ибо неизбежно многое остается «за кадром», что обидно, что ссорит…
Пусть буду субъективен, но распишу свои «концепты» нашего изобразительного искусства, близкие мне узловые точки его полувековой истории. Вот финал русского средневековья, фигуры наших первопроходцев, пораженных ширью и богатством сибирских просторов, Eрмакс дружиной — в драматический миг встречи с местными людьми. Высок градус психологического напряжения, но нет крови, суриковской лессировки порохового дыма. Идет трудный диалог, и я понимаю, почему тюменский художник так написал…
Космос нашего народного мира, светел месяц, ярки звезды, кольцо храмов и башен зовут в дорогу открытий героя знаменитой сказки П.Eршова (линогравюра «А страна-то голубая…»).
Захожу во «Дворик в Тюмени». Ведь это надо было увидеть, найти свежий ракурс. Ты идешь из глубины к ажурной вязи металлических ворот. Свежо, щедрое солнце встречает тебя светлым потоком сквозь набравшие летнюю силу листья старого большого дерева. И намек на игру, на вечное царство нашего детства — красно-синий шар резинового мяча. Вот откроется дверь и выйдет мама…
Пейзаж «Заречье» останется памятником недавним десятилетиям, упавшему деревянному мосту (устье Тюменки), красоте старых домов, теснимых коробками, поруганному, обезглавленному храму, в который бездумно вселили фабрику. Нет воздуха, трудно дышать, все небо в дымах котельных, труб ТЭЦ…
А вот новация 1977 г. («Разбуженная тайга»). Вспомните — «а вокруг голубая-голубая тайга». Битая-перебитая тема тех лет — трубоукладчик, трасса, балки, газовики. Но все это -на хрустальном бело-синем фоне тюменской Снежной королевы, и лед и пламень, и птицы и сосны символически отстаивают только им ведомую свою трассу жизни. Да, ars mel-ior vite (искусство выше жизни), и это явленное чудо северного леса, и эта трубная дорога согревают сердце зрителя, хоть на холсте немного искупают нашу вину за вторжение в хрупкую природу Приполярья.
Без слов, просто «Черемухи цвет» 1967 года, три женские фигуры (как Надежда, Вера, Любовь). Круги белого, зеленого и синего вбирают тебя, зовут в волнующий мир весеннего пространства жизни. По контрасту, рядом постимпрессио цветной сонаты «Движение осени» (1989). А этот офорт надолго сохранит резное деревянное чудо сгоревшего здания Тобольского драмтеатра. Горюет вся просвещенная Россия, явь этого ершовского терема была единственной у нас!
А это плывут и плывут по реке памяти фигуры и жанровые сценки наших косторезов, кивают им упрямые «Чертополохи», за горизонтом — «Былое. Собор в Березово»… Северные вышивки, «Речной порт Салехард», молчит мудрый «Дед Федор».
Да сохранят ваше творческое горение «Боги и духи» и «Золотая баба», неустанно «рассказывающие» нам легенды и мифы тюменской земли, хотя бы о «Столице Сибирского ханства «Искер» (1991). Новаторское композиционное решение (соединение в плане миниатюры и фигурной карты древнего поселения) делает острее ощущение «шагов истории самой».
А тем, кто не поверил мне, рекомендую взглянуть на концовки биографических справок: работы находятся в Третьяковке, в собраниях США, Канады, Германии, Франции, Великобритании… Вся карта мира «у ног» тюменских мастеров. И самая последняя строка, в которой повторяется: живет и работает в Тюмени…
Полезно будет чтение статей в альбоме А.Валова, Н.Сезевой, Н.Шайхтдиновой… Деньги «Уренгой-газпрома». Отрадный факт — хоть такая компенсация за прошлые дела.
Закройте альбом, и ночью вам обязательно приснится «Дама с нарциссами», ворвется в распахнутое майское окно благоуханная «Сирень»… А главное — и след вашего бытия на тюменской земле отображен и благословен художниками родного края.
***
фото: Обложка нового альбома;Репродукция акварели В. Барашева «Церковь на Парфенозском кладбище»