Третий микрорайон
Двадцать лет назад в теплые мартовские дни 1975 года были заселены первые два дома в третьем микрорайоне. С них началось возведение Нью-Тюмени, известных вам «микрашей», на свободной территории. Здесь были прежде поля и березово-осиновые перелески.
Помнится, следующей- зимой купил я мебель, и меня с моим диваном сунули «по пути» в автофургон с новоселом из третьего микрорайона. Мы долго ждали у железнодорожного переезда, там, где теперь путепровод. Поезда в те годы бегали по транссибирке густо, и мы с попутчиком изрядно померзли — дело было зимой, а фургон есть фургон.
Сидя на диване, новосел на хорошем пролетарском языке рассказывал о житье-бытье в новом поселении. Дороги толковой туда нет, автобусы не ходят, нужно пешком выходить на улицу Республики, долго ждать у переезда прохода поездов. Магазинов тоже нет, все надо таскать на себе из города. Люди ходят как живые вешалки под сумками с покупками. Скоро руки вытянутся до земли, как у обезьян…
Наконец нас пропустили. У подъезда я помог новоселу выгрузить покупку. Вьюга мела, в круговерти снега два дома выглядели одинокими и заброшенными. За ними виднелись башенные краны и новые растущие дома — стройка затевалась масштабно… А кругом — только чистое поле.
Раньше модно было преподносить «трудовые подарки» к советским праздникам. Таким подарком к 7 ноября 1979 г. был путепровод через железную дорогу по улице Пермякова в 3-й и другие микрорайоны. Стройка заняла около трех лет, а 5 ноября путепровод в торжественной обстановке открыли. По нему в микрорайоны пошли автобусы 25-го и 17-го маршрутов. В этот же день открыли движение по участку кольцевой дороги вокруг Тюмени — от микрорайонов до аж Московского тракта. Участок ее от микрорайонов до Червишевского тракта строили зимой 1978-1979 гг. «Микраши» получили надежную дорогу в город.
Скоро микрорайоны начали
называть «спальными». Никакого производства поблизости не было тогда. Нет и теперь, спустя 20 лет. Вся работа — в городе, а здесь — только сон. И два раза в сутки жителей одолевает одна забота — транспортная. Утром надо уехать к месту работы, вечером — вернуться к своим семьям.
В стародавние времена, на заре капитализма, люди селились рядом со своими фабричками и заводиками. В эпоху развитого социализма, когда строили «микраши», большие головы решили разделить города на две зоны: промышленную (производственную) и жилую. Во второй создадим все условия для социалистического образа жизни, а в первой не очень будем заботиться об охране окружающей среды, ведь люди будут здесь временно. Конечно, планировались пассажиропотоки и соответствующий транспорт. В Тюмени эта идея впервые была реализована в «микрашах», и только тогдашний камвольно-суконный комбинат, кажется, один строил в третьем микрорайоне жилье для своих рабочих — это хоть и не рядом, но неподалеку, при желании можно уложиться в полчаса пешего хода.
К очередному празднику — 400-летию Тюмени — «микраши» получили подарок в виде троллейбуса. Однако и до сих пор транспортная проблема — одна из острейших для жителей микрорайонов.
За 20 лет 3-й микрорайон отстроился и оделся в асфальт, хотя грязи, как и везде у нас, хватает. С высоты путепровода из окон автобуса открывается вид на парадную часть микрорайона — левую, нечетную, сторону улицы Пермякова. Девятиэтажные кирпичные и панельные дома, магазины, «комки»… Во дворах — обычные для Тюмени шеренги железных гаражей, обрезанные до кондиции телеграфного столба двадцатилетние тополя, ровесники микрорайона, заутюженные автомобилями газоны и крошечные детские площадки, бабушки на скамейках принимают мартовские солнечные ванны…
Кажется, строили на пустом месте, можно было бы и попросторнее, с учетом хотя бы растущего числа автомобилей и устоявшегося количества детей в семьях тюменцев. Однако этот всесоюзный СНиП обязывал строить одинаково тесно хоть в центре Москвы, хоть на пустой тюменской окраине. Вот и живи, как сумеешь, тюменец…
Однако жители «третьего» вроде бы особо не жалуются на свое житье-бытье. Вода есть, тепло, солнца в домах много, магазины — под боком, а у многих под другим боком и гараж… Для культурного досуга — кинотеатр «Современник» во втором, правда, микрорайоне, но это же рядом, только перейти границу — Ткацкий проезд. Местные даже привыкли к невероятной путанице в номерах домов, когда номер двадцатый с чем-то стоит рядом с номером пятидесятым с чем-то… Но гости ужасно много времени тратят на поиски нужного дома и удивляются до сих пор: это надо же так пронумеровать! «Ребус! Кроксворд!» — как говорил известный сатирик.
Но что ни говори, а воздух здесь не ахти! Eще бы: микрорайоны, как петлей, охвачены широкой автомобильной дорогой, движение автотранспорта интенсивное. Даже свежий ветер с окрестных лесов и полей, врываясь в широкую улицу Пермякова, как в горло большой бутылки, не всегда достаточно освежает воздух. А в безветрие синий городской бензиновый чад плотно окутывает микрорайоны и растекается до виднеющегося у горизонта бора.
Такова Нью-Тюмень и ее первенец — третий микрорайон, детище «застойного периода эпохи развитого социализма».
***
фото: