Что в пасмурные дни есть тоже солнце…
Вот это да! Над рядами изумленно притихшего конференц-зала плыл роскошный букет цветов, солнечные зайчики прыгали вниз, отражаясь от зеркальных граней какой-то не известной мне упаковки.
Букет был благосклонно принят правящим триумвиратом Тюменского гос. института искусств и культуры (ТГИИК) — ректором М. Капеко, проректором по науке В.Сушковой, проректором по учебной работе В.Поповым. Ректор упомянут заочно, ибо был болен, но и он сделал многое для серьезного успеха только что завершившейся региональной научно-методической конференции «Культура. Традиции. Образование», посвященной 50-летию Победы.
Но Р.Харизева (Ханты-Мансийск) вручением букета не ограничилась. Eй, руководящему работнику культурной сферы своего округа, не привыкать к итоговым оценкам разного рода мероприятий. Только ее речь заслуживает особого внимания на фоне непрекращающихся разъединительных процессов в нашей области.
В отличие от бедных коллег из многих городов России Р.Харизева прилетела в Тюмени с хорошо оплаченной командировкой, предполагаю, отдать дань вежливости нашему хрупкому единству хотя бы в культурной сфере. Что и говорить, наши северяне тратят огромные суммы на вояжи многих деятелей искусств, оплату известных ученых из центров, занятых работой по своему вахтовому методу в необычайно расплодившихся в нефтегазовых городах колледжах, лицеях, гимназиях, вузах.
Мне понятны открытия Р. Харизевой, сделанные в этот раз в Тюмень. В труднейших условиях выживания тюменские вузы сделали мощный рывок вперед, значительно усилили качественный уровень профессорско-преподавательского состава, открыли новые специальности, успешно осваивают новые методики, активно выходят на международный научный рынок обмена идеями и технологиями, вносят много нового и интересного в культурную жизнь города и области.
Проф. В.Сушкова (ТГИИК) не только доложила коллегам о работе своей экспериментальной группы в СШ N 11 по углубленному изучению русской культуры в системе «начальная школа — средняя школа — вуз». Ход ее можно было оценить на месте.
В ТГИИК не ждут, когда бизнес придет в вуз со своими дарами. Ищут алгоритм встречного движения. Проректор В.Попов возглавил совершенно новую у нас сферу вузовской жизни -менеджмент в социокультурной деятельности. Как сделать культуру, ее плоды нужными деловым людям, показать ее возможности в содействии финансовым и коммерческим успехам? В.Попов с коллегами разрабатывают проблемы культуры коммерческой деятельности, информатики, взаимодействия телевидения и учреждений культуры.
Сюда же включен и рекламный бизнес, менеджмент профессионального и самодеятельного искусства.
Даже в докладах ученых на секции «Историко-философское осмысление культурных традиций» многие участники увидели наконец-то и практический след. Доктор философии К. Рожко убедительно показал пределы системного подхода ко многим процессам жизни и культуры. Рационализм, лишенный интуитивных прорывов, дерзких догадок, метафорического освещения бытия, тормозит нас, нашу работу. Даже бизнес проигрывает, подчиняясь лишенной выдумки сухой логике прагматизма.
Поразил собравшихся философ Ю.Ларин, чей анализ проблемы субъектов культуры был увязан с реальной перспективой завоевания людьми искусства нового и неплохого места под солнцем меняющейся жизни.
Да, вузовский мир стремится к реальным переменам, бурлит, ищет новые ниши, чтобы остаться нужным иному складу бытия. Филологи предлагают этику речевого общения, библиотекари — современное женское чтение + работу выпускников с акцентом на краеведение.
Не отстала и секция музыки и театра, было интересно узнать, как «научить» современных детей фольклору, услышать старые сибирские частушки о «лице, и одежде, и душе, и мыслях». Много докладов было посвящено вновь найденным формам занятий, которые возвращают интерес горожан к музыкальному образованию, хоровому пению.
И вы знаете, Тюмень практически сохранила свои хоровые коллективы, песенные ансамбли и группы с классическим и народным репертуаром.
Гости были потрясены мастерством выступлений хоровых коллективов ТГИИК, оркестра народных инструментов. А педагоги И.Бибеева, В.Петрова и другие не просто отвечали на комплименты, но и давали свои, как бы импровизированные, открытые занятия для желающих. Им, многим мастерам уже европейского класса, было что показать.
Серьезно и плодотворно работает в вузе учебный театр (педагоги и режиссеры М. Жабровец и Т. Тетеревкова). В этой творческой лаборатории осваивают как фундаментальные принципы русского театра, так и новейшие авангардные течения. Символистская мистерия по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери привлекает внимание и поиском своих «фирменных» средств сценической выразительности и жаждой обновления гуманистических идеалов на фоне нравственной катастрофы конца этого века.
В дни конференции в фойе учебного театра (ул. Республики, 4) открылась выставка графики, живописи и керамики. Лучший «доклад» о себе нового в ТГИИК факультета культурологии и художественного творчества (декан Л.Захарова).
Кажется, сама гармония в блистательной феерии работ педагогов и студентов побеждает сумрачный тюменский мартовский день, грязные залежи на улицах. А как светлеют хмурые лица посетителей, как поднимается настроение, когда смотришь на вышивки и картины Динары Апасовой. Запомните это имя!
В кулуарах беседую с ее педагогом С.Костенецкой — да как же это получается? Здесь, в Тюмени, в отдалении от всяких центров и добившихся признания телеканалов модных групп? Понимаете, уровень художественного мышления наших авторов, техника исполнения вполне сопоставимы с вещами многих мэтров супер-эстетизма.
Опять-таки без шума и погони за внешним лоском в ТГИИК тщательно и спокойно работают над личностью молодого художника, создают атмосферу погружения в духовную среду мастеров искусств самых разных направлений и времен.
А букет в начале? Знак признания от гостей за добрый прием, высокий профессионализм учебной и научной работы, перспективу идущего поиска, уверенность в том, что наши тюменские вузы гуманитарного профиля не зря жуют свой бюджетный (увы, почти блокадный!) хлеб и, вроде бы, уже потихоньку начинают зарабатывать и на масло.