Сегодня он играет джаз, а завтра… может перестать играть
Внимание, парадокс. Популярный джазовый коллектив «Крунинг-джаз» недавно сменил «крышу» — сегодня он трудится под вывеской института искусств и культуры. Он наконец получил то, к чему стремился, — возможность неуклонно совершенствоваться путем репетиций, получая при этом зарплату. Прежде джазистам приходилось играть по ночам в ресторанах, чтобы как-то обеспечить существование себе и своим семьям. В то время ребята жаловались: «Нет времени на репетиции», «Сплошная рутина», «Мы, как ремесленники» и пр.
Теперь совсем иной коленкор. Появилось время для репетиций, место для репетиций, но… На днях в редакцию заглянул руководитель ансамбля Виктор Новокаускас и пожаловался: «Репетируем, репетируем… А концертов нет! Уже мелькает предательская мыслишка: а зачем все это?»
Уже есть первые жертвы вынужденной стагнации. Недавно ансамбль потерял ударника Андрея Демакова — он оказался менее стойким (или, наоборот, более решительным). Правда, уже есть замена, и Новокаускас уверяет, что новый ударник ничуть не хуже прежнего. В попытках обрести хоть маленькую сцену, в поисках возможности пролезть в какой-нибудь сборный концерт, руководитель ансамбля обивает пороги комитетов по культуре, но пока ничего обнадеживающего не нашел. Несмотря на многообещающее начало, заглохло сотрудничество с банковским клубом по улице Камышинской (а жаль, мы туда удачно вписывались, считают музыканты). То же самое, но раньше, случилось с казино в ресторане «Николаевский». Eще раньше — с ночным клубом в ДК «Геолог».
Это злой рок, считает Виктор Новокаускас, имея в виду, конечно, не направление в музыке. (Рок-музыкантам сегодня приходится также несладко).
Вот вам и парадокс: есть прекрасные музыканты, единственные профессионально исполняющие джаз, и есть у них поклонники, которые спят и видят, как бы попасть на какой-нибудь концерт своих любимцев. Eсть в Тюмени и концертные площадки. Но из трех слагаемых не получается приличной суммы. Наверное, не хватает математика.
Конечно, «Крунинг-джаз» — это всегда немножко больше, чем «Крунинг-джаз». Уже не первый год джазисты записывают музыку к театральным постановкам. Недавно озвучили новый спектакль «Лутоня», премьера которого с успехом прошла в Тюмени. Это уже пятая работа в театре для «Крунинг-джаза». Юбилейная, считает Новокаускас.
Но все-таки. Артисту обязательно надо себя показывать. Выходить на публику. Нервничать за кулисами. Ругать звукорежиссера и аппаратуру. Расставлять инструменты. Улыбаться. Кланяться. От всех этих переживательных ощущений у артиста в крови вырабатывается некое вещество, без которого невозможен мощный творческий подъем… Или не очень мощный, но просто подъем. Ну, в общем, нельзя артисту без концертов.
Нынче прославленный тюменский коллектив, лауреат многочисленных джазовых фестивалей, получивший известность .у нас в стране и даже, говорят, за рубежом, отмечает восемь лет со дня своего рождения. Заглянув в будущее, руководитель «Крунинг-джаза» Виктор Новокаускас сказал: «Через два года нам будет десять лет»… Но сказал это без особой уверенности.
На снимке, сделанном два года назад, на мраморной лестнице ДК «Геолог» сидят: Вячеслав Врублевский, альтист и аранжировщик, Юрий Зимин (бас-гитара), Виктор Новокаускас (клавишные), Александр Истомин (вокал). «Вот так мы через пару лет будем сидеть на ступеньках «Центрального гастронома», — промолвил Новокаускас, глядя на эту фотографию.
Он пошутил. Он всегда так шутит.
***
фото: