О надоевшей «матрешке»
Надоевшая тема — «матрешка». Область с «входящими в нее округами».
На последнем по времени заседании областной Думы Владимир Третьяков особо взывал к журналистам — не перегните, не возбуждайте страсти. Но поскольку «единого информационного пространства» уже как бы нету, то ого призыв расслышали из журналистов человека два-три.
Ну в самом деле, областные газеты не сильно расходятся по округам. Корреспонденты окружные на заседаниях Думы не присутствуют, голоса своего бывшего коллеги, практиковавшего в Салехарде и Надыме, не слышат. А зато в своих изданиях пишут прямо, что устав Ямало-Ненецкого округа Государственная Дума ЯНАО готова принять без оглядки на «амбиции области». Вот так: без оглядки и на амбиции.
И потому есть грубая реальность. «Матрешка» давно разобрана. Каждая ее деталь плывет самостоятельно. Война за единство области проиграна.
Руководство округов время от времени журчит что-нибудь успокаивающее: мы не выходим, нет, по выходим мы! Областное же правительство, покричав и надсадив глотку, утихает до следующего шага в сторону того или другого из округов. А чего «не выходим», когда уже — вышли.
Вышли. Потому что последние пять лет были сплошной цепью уступок. Сегодня реального влияния или воздействия на округа у области нет.
Правда, наиболее толковые федеральные структуры оказались лучшими, чем областная администрация, протестами. Они заблаговременно переименовали свои тюменские конторы в «региональные», подчинив им окружные в приказном порядке. Чего не сделали ни прокуратура, ни суд, ни МВД.
Нет, если бы столица, бранящая сегодня местных правителей «региональными баронами», действительно хотела единства территории (и единства страны!), она бы протянула руку и взяла с полочки давно, еще, кажется, Юрием Шафраником, предлагавшееся решение. Территория — край с входящими в него областью и двумя округами. Однако столичное руководство предпочло прямые контакты, дающие непосредственную власть над топливным комплексом.
Поздно. Информационная война, с помощью почтовиков, выиграна. Война за раздел пространства, с помощью авиаторов и их тарифов, выиграна. И самое главное — выиграна война за человека. Даже самые большие патриоты «единой Тюменской области», пополучав год за годом конкретную живую зарплату, сегодня опасаются (может быть, справедливо?), что при ликвидации самостоятельности округов это благосостояние исчезнет. Сегодня они охотно навещают Тюмень, прицениваются к тюменским квартирам и поддерживают такой уровень цен на них, что только работающим тюменцам он не по карману.
Почему бывший член малого Совета области, переехав на Ямал, перс стает быть сторонником единств: этой области? Почему зам, главы администрации области, став главой администрации округа, делает то же самое?
Я лично знаю многих из них. Каждый не одной, а тысячью уз связан с Тюменью. Что же перевешивает на чаше весов? Что позволило Тюмени проиграть результаты тридцатилетней работы?
Большие деньги и посулы Газпрома? Ошибки областного руководства? Личные претензии и амбиции? А может, просто время такое — деструктивное? Время разборок всех и всего?
Жаль. Факт имеет место, и только слепой пытается делать хорошую мину при плохой игре.