Жук Иван Максимович
Службе в армии Иван Максимович отдал восемь лет. В рядах защитников Отечества находился с первого до последнего часа Великой Отечественной войны. Имеет контузию. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону советского Заполярья»…
В 1940 году девятнадцатилетний Иван Жук закончил армейский учебный пункт в г.Кандалакше, что под Мурманском, и приступил к службе в пограничном отряде. Физически выносливый и смышленый белорусский паренек в совершенстве освоил военную науку: отлично ходил на лыжах, преодолевая в день по 20-30 километров, управлялся с собачьей упряжкой, лихо скакал на лошади, хорошо стрелял и владел приемами рукопашного боя. К той самой ночи, с 21 на 22 июня сорок первого, Жук был уже вполне состоявшимся воином. И не дрогнул, когда на погранзаставу обрушились вражеские снаряды, а пьяным фашистским автоматчикам, казалось, не будет конца.
Он не спасовал, когда совсем рядом замолчал пулемет гарнизонного киномеханика Андрея Васильца. Иван сам залег за пулемет и отбивал атаки немцев до тех пор, пока не качнулась под ним земля и не погасло сознание. Контузия, госпиталь. Eдва подлечился — и снова в боевой строй.
Из множества фронтовых эпизодов особенно запомнились октябрьское форсирование реки Титовки и бой на подступах к норвежскому городу Киркенесу. Крутой у Титовки нрав, ледяная вода. Но «канатный мост» Иван с четырьмя товарищами все же натянул, обеспечив переправу основных сил. А затем сержанта Жука и бойца Виктора Козака вызвал комбат и приказал уничтожить вражеский дот. Прихватив гранаты и бутылки с зажигательной смесью, они поползли навстречу смертельной опасности. На полпути осколок снаряда угодил в «зажигалку», находившуюся у Козака, и Виктор превратился в факел. Стиснув зубы, Иван Жук добрался- таки до огневой точки противника и уничтожил ее.
Самое активное участие принимал Иван Максимович в операции по уничтожению в районе Алакуртти полевого фашистского аэродрома, в результате чего было взорвано свыше двадцати боевых самолетов, сгорели неприятельские склады, ангар и казармы.
Однажды, освободив от вражеских лазутчиков станцию Петровский Ям, где находился наш прифронтовой госпиталь, солдаты застали жуткую картину: тяжелораненые советские бойцы были зверски убиты. Спасти удалось лишь несколько человек, среди них — молодую медсестру. Она-то и узнала спустя тридцать лет в случайном попутчике одного из своих спасителей — Ивана Максимовича.
После войны Жук долгое время работал в институте СибНИИНП. Вырастил двоих сыновей. По-прежнему активно участвует в работе совета ветеранов геологии. Справедливо считает, что жизнь проживает не зря.
***
фото: На снимке: И.М.Жук, ноябрь 1943 г.