Быков Дмитрий Павлович
Сейчас он — полковник в отставке. Почетный сотрудник госбезопасности. А в августе 1942 года 17-летний студент учительского института был курсантом эвакуированного в Тюмень Таллинского военно-пехотного училища. Через полгода молодого лейтенанта отправили на Западный фронт в 29-й полк 12-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии командиром пулеметного взвода. В ожесточенных летних боях 1943 года был ранен. Так повторилось еще дважды: передовая — ранение -медсанбат — эвакогоспиталь. Обычная судьба армейского Ваньки-взводного.
После третьего тяжелого ранения лечился в Ирбите. Там признали его негодным к строевой, но до конца войны держали инструктором в военкомате.
А потом, уже в Тюмени, демобилизованного офицера призвали в органы госбезопасности -шла послевоенная смена чекистского караула. Сначала он занимался оформлением на службу таких же фронтовиков. Затем — реабилитацией невинно осужденных при сталинском режиме. Среди, тех, кому Быков выдал оправдательные документы, был и Петр Вельяминов, бывший узник ГУЛАГа и актер тюменского драмтеатра, сыгравший главную роль в знаменитом отечественном телесериале «Тени исчезают в полдень»,
Но и оперативно-розыскную работу Дмитрий Павлович знает не понаслышке. Десять лет он возглавлял Ханты-Мансийский окружной отдел КГБ, где преуспел в розыске скрывавшихся в таежной глухомани гитлеровских карателей, творивших чудовищные преступления на оккупированной советской территории.
Все награды, включая орден Ленина, полковник Быков получил за 40-летнюю службу в органах госбезопасности. А за войну имел лишь одну «победную» медаль. Но нашелся в архивах наградной лист на командира пулеметного взвода и роты 123-го полка 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии 2-го Прибалтийского фронта лейтенанта Быкова. «За то, что обеспечил непрерывным огнем успех наступления по освобождению г.Мадона Латвийской ССР… достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени».
В том сражении командир-пулеметчик был ранен и не получил награду. В канун 50-летия Победы директор ФСК России генерал-лейтенант Сергей Степашин приказом от 24 марта N 144 подтвердил правовой статус боевого документа.
Дежурный по фотоальбому Александр Петрушин
***
фото: