Греем руки у своего пожара
Мужик поймал золотую рыбку.
— Отпусти меня на волю! -взмолилась золотая рыбка.
— Все для сделаю, но с одним условием — у соседа будет вдвое больше.
Мужик поскреб в затылке:
— Тогда, рыбка, сделай-ка меня одноглазым.
(анекдот отечественного производства в качестве эпиграфа)
Вернулся я на родину…Приезжаю на днях в свой родимый одноэтажный городишко. По кукушечьим делам — маме внука подбросить на, недельку, пока каникулы, — да и просто посмотреть на знакомые с детства улицы, вдохнуть литр-другой кедрового воздуха, удостовериться в том, что еще сохранились на свете прозрачные речки.
Поезд приходит рано — в пять утра. Городишко мой расположен в шести километрах от вокзала. Версты эти нужно преодолевать на автобусе, который с провинциальной порядочностью и не отечественным педантизмом здесь всегда подают к приходящему поезду. Приятно, все-таки, среди всеобщего раздрая видеть хоть что-то стабильное — хотя бы автобусное расписание.
Горит «комок»
В кромешной темноте весеннего утра въезжаем в город. Необычное зрелище нас ожидает возле реки. Полыхает дом — добротный шестистенок из кондовой сосны, сработанный еще до войны. Дом весь охвачен огнем — вокруг ни души. Ни людей, ни пожарных машин -город словно вымер. Жутковатая картина.
— «Комок» горит, — равнодушно заметил кто-то, из пассажиров автобуса.
— Да, рябковский, кажется, -поддержал его другой.
— Позавчера тоже горел комок, дак по областному телевидению даже показали, — похвастался третий.
На этом светская беседа завершилась.
— Папа! — возбужденно закричал мой восьмилетний сын, -горит! Почему никто не тушит?
Я пожал плечами. Помню, в детстве при пожаре поднимался страшный переполох. Все пытались принять посильное участие в тушении — таскали ведра с водой, швыряли лопатами песок или просто приходили поглазеть да посочувствовать. Сейчас -другое. Привыкли. Горит «комок». Не первый и, как видно, не последний. Или рэкетирам не заплатил, или завистники подожгли, или сам уничтожил, предварительно застраховав свое имущество.
Пусть пожарники работают -это не наше. Раньше все было как бы общее. И хозяина не было. Плохо. Сейчас хозяева появились. Но лучше ли стало?
Чисто российское убийство
К нам в редакцию недавно обратилась семья рабочего АО «Мехстрой»: полгода кормилец не получал зарплаты. Хотя начальство наверняка все это время без денег не сидело.
Расскажу по этому поводу криминальный случай. Убийство. Подчиненный застрелил своего начальника.
Ничто не предвещало трагедии, когда несколько товарищей собрались вместе, чтобы раздавить на досуге пузырь-другой. Сидели, своими проблемами делились друг с другом. Проблема у большинства одна — нехватка «денежной массы». А если человеку на работе пять месяцев зарплату не выдают? Это — с одной стороны. А с другой стороны — жена, которая каждый день напоминает отцу семейства о его прямых обязанностях -кормить домочадцев.
И вот «за воротником» миллилитров пятьсот. И под руку попадается ружье. Дверь настежь — и вперед, на поиски виновного. А кто виноват? Начальство. Вот и все исходные рокового выстрела, прозвучавшего в одном из северных совхозов.
События могли сложиться и по-другому. Однако основные факты не изменишь — подчиненный, полгода не получавший зарплаты, застрелил своего начальника.
Увы, мертвого не воскресишь. Теперь врачи проверяют, был ли вменяемым убийца в тот горький час. Зато санитарки мужика зауважали. Они-то рассуждают по-простому: дескать, вы по пробуйте полгода посидеть без зарплаты и остаться при этом вменяемым. И все же цена человеческой жизни не измеряется в рублях. Пишу и думаю про себя: да лучше бы мужик своему шефу просто морду набил! Впрочем, и это ничего бы не решило. Но, думаю, если у руководящего звена возможности прокормиться в трудные времена больше, чем у работяги, значит, и ответственности за судьбу подчиненных тоже не мешало бы иметь чуть побольше.
Помню, недавно довольно солидная фирма, назовем ее «М и К», приобрела парикмахерскую. А всех женщин-работниц решила попросту уволить. Как раз перед Международным женским днем. Оригинальный подарочек, не правда ли? Женщины пожаловались в нашу газету и в городскую мэрию. Вызвали президента в комитет по управлению имуществом. Для выяснения отношений в присутствии прессы.
Я до сих пор помню разговор с хозяином, энергичным, далеко не старым господином из «новых русских». Он яростно отстаивал свое право выбросить на улицу лишних людей и готов был создать им такие условия, чтобы они сами уволились. Например, аренду заломить непомерную и т.д. Мне же казалось, что правота его (помещению нужен ремонт, неплохо бы устроить солярий…) формальна и нельзя сбрасывать со счета живых людей. В конечном счете социальная напряженность в стране складывается из суммы подобных конфликтов…
Выслушав мои доводы, хозяин усмехнулся: дескать, эка наворотил! Разве обязан он, маленький человек, заботиться о социальном спокойствии целой страны, которая к тому же задавила его налогами? Мы говорили на разных языках, да и стояли на противоположных берегах. Но ведь река-то у берегов общая. Eе нужно беречь. Значит, хозяевам и работникам нужно находить общий язык. Строить мосты, а не баррикады. Строить дома, а не сжигать их. Но для того чтобы строить, должен быть интерес. Причем не только у хозяев…
Никто не хотел … ждать
Впрочем, разве бедняки лучше хозяев? Разве люди, идущие по головам за деньгой, хуже тех, кто покупает сомнительные акции ради быстрого обогащения? Постепенное продвижение к успехам? Нет, всем подавай сразу 500 процентов годовых. Но, чтобы получить эти пятьсот процентов, компания или банк должны шагать по чужим головам. Значит, акционеры заведомо одобряют любые способы получения дивидендов? Выходит, люди, стоящие толпою возле обменных пунктов «МММ» или «Селенга», ждут, когда же облапошат остальных? Круг замыкается. И все в этом круге повязаны — и хозяева, и работники.
Запах денег
Слышал недавно статистические выкладки за 1993 год и ужаснулся, — за год погибло от рук уголовников 48 тысяч человек, а 51 тысяча россиян ушли из жизни в этом же году, хлебнув какой-то дряни, которую им всучили опять же любители быстрой наживы. Вот и говорите после этого, что деньги не пахнут. По-моему, в последнее время у купюр проявляется явственный трупный запашок.
Об этом размышлял я в автобусе, проезжая мимо горящей частной собственности. И казалось мне, что существует между всеми этими эпизодами жесткая взаимосвязь.
Автобус ехал дальше. Горящий дом скрылся за поворотом, но отсвет пожара над городком был виден до утра.