X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И в детство нить оборвалась…

Грозовые сороковые. На всех фронтах идут кровопролитные бои. А в Тюмень прибывают вагоны со станками и оборудованием с наших западных заводов. Наряду с эвакуированными взрослыми специалистами на моментально развернутых предприятиях работают местные старики и подростки. Об одном из тюменских подростков военной поры — наш сегодняшний рассказ.

Знакомьтесь: Eвстафий Селиверстович Бешенцев. В сорок втором ему не было и пятнадцати. А свой вклад в Победу он вносил самоотверженным трудом на заводе № 636, перебазированном из Москвы.

— Насколько мне известно, — говорит Eвстафий Селиверстович, — на фронт из Тюмени за годы войны ушло около 20 тысяч горожан. А уже к ноябрю сорок второго к станкам и в транспорт пришли 10620 вновь обученных рабочих из числа домохозяек, подростков и людей преклонного возраста. Большинству из моих ровесников война не дала возможности получить законченное образование. Однако мы в совершенстве освоили науку ненависти к врагу и любви к родному очагу, к Отечеству.

И это несмотря на то, что родители многих моих сверстников уже были репрессированы. Моего отца расстреляли еще в тридцать седьмом. Семья осталась без кормильца. Неимоверными усилиями безграмотной нашей мамы выжили пятеро мальчишек — один меньше другого. Днем мама работала на производстве, где всем дела хватало, а по ночам стирала чужое белье.

Наш завод № 636, располагавшийся на территории бывшего спиртоводочного завода и связанный с химическим производством, занимал несколько привилегированное положение. Нам полагался усиленный паек. На обед, например, выдавалась чекушка молока, кусок хлеба и средних размеров картошка. Возможно, это позволяло поддерживать силы не только мне, но и одному из моих братьев, с которым я всегда делился.

Известие о светлом Дне Победы мы в городе получили одними из первых. Работали в ночную смену, и об этом нам сообщили телеграфисты железнодорожного вокзала. А уже утром, возвращаясь со смены, мы присоединились к людям, со слезами радости бежавшим по улицам и стучавшим в оконные ставни. Незабываемое чувство осталось во мне на всю жизнь.

О многом хотелось бы рассказать, но рамки газетной площади, к сожалению, ограничены. Поэтому добавлю лишь одно, сказанное в виде вопроса: почему несовершеннолетние участники трудового фронта в Тюмени до сих пор не пользуются льготами, распространенными, например, на бывших малолетних узников фашистских концлагерей?

Ведь в детство нить у нас, как и у них, тоже оборвалась неожиданно…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта