Немного солнца в холодной воде
Дерзкую, трудную и благороднейшую цель много лет назад поставил перед собой тюменский учитель Валерий Сергеевич Лебедев. Создать в нашем городе первую настоящую школьную республику, которая вобрала бы в себя лучшие мечты и идеи многих просветителей, начиная с античных времен.
А еще — собрать воедино все учреждения социальной защиты, культуры, здравоохранения, открыть малые исследовательские и проектные лаборатории и группы. Eсли угодно, повторить в новых условиях опыт коммуны Макаренко (разумеется, без старой идеологии), реализовать черты Телемского аббатства, намеченные в гениальном возрожденческом романе Франсуа Рабле.
Зачем?! Лучше всего ответят тюменцы — жители окраинных спальных микрорайонов — печального наследия недавнего времени. Десятки тысяч и сейчас живут в этих стандартных «хрущобах» с неразвитой инфраструктурой. С изнурительными штурмами утром и вечером плохого общественного транспорта, с редкими магазинами и слабой сферой бытовых и прочих услуг. С редкими очагами культуры — библиотеками, клубами, детскими парками и местами для общих развлечений, кинотеатрами…
До центра далеко. Следовательно, тамошние семьи редко выбираются в театр, даже в кино, в филармонию на концерты знаменитых гастролеров. Сфера досуга и развития личности в наших «бидонвилях» крайне примитивна. Телевизор, видеотехника (не у всех), привычные гулянки и стандартные тусовки молодых.
В таких микрорайонах создается социально напряженная среда, особая криминогенная обстановка, выпускники крайне перегруженных школ имеют худшие шансы по сравнению со сверстниками из центра поступить в вуз, колледж, лицей.
И стал В. Лебедев генеральным директором ЭСПК N 1 (бывшей СШ N 36) — экспериментального социально-педагогического комплекса Центрального района нашего города. Район-то «центральный», только вот его школьный околоток расположен за Турой. В створе улиц Ватутина и Шаимской, где народонаселение создает довольно бурный ток жизни только у гастронома «Северный». Eще одна ирония судьбы, помимо административной привязки к «центру», ибо ЭСПК — в сотне метров от «Северного».
У «ватутинцев» положение труднейшее. В смысле общей организации нормальной жизни. Человеческой душе, особенно юной, здесь приткнуться некуда. Но красивый, сильный и умный человек, отличный организатор, хорошо знакомый со всеми новациями нового российского образования — В. Лебедев выбрал именно такой микрорайон.
Проект ЭСПК прошел все стадии. На обложке его устава (1993) — подписи официальных лиц из самых важных для него комитетов. Концепцию проекта поддерживает академик РАО (Российской академии образования) В. И. Загвязинский. Научным руководителем стал доцент кафедры педагогики и психологии Тюменского госуниверситета М.П. Зайцев. И что любопытно — идею ЭСПК принял коллектив бывшей СШ N 36, обсудил и дополнил на своем общем собрании. Явление сейчас в нашей жизни довольно редкое.
Удалось решить и ряд серьезных материально-технических и финансовых проблем. Стали нормой специальные курсы и практикумы, которые ведут здесь для школьников лучшие ученые и специалисты нашего города. Знакомы мне и многие штатные преподаватели комплекса — настоящие мастера своего дела. Eсть среди них и мои единомышленники, которые усвоили уроки замечательной системы коллективной творческой деятельности педагога-новатора проф. И. П. Иванова.
В работе ЭСПК пройден первый трудный этап становления и формирования черт уникальной микрорайонной «общины», собираются в один кулак все здоровые силы — ради реального содружества окружающих ведомств, предприятий, учреждений со школой, семьей и общественностью.
Структура образования в ЭСПК — ступенчатая, от дошкольников к классам углубленного изучения, не исключая обычные, и далее — лицейским классам гуманитарного и естественно-физического профиля. В идеале вполне достижимой выглядит ситуация, когда ЭСПК станет «теплым Домом», настоящей малой родиной взрослых и детей. Своя малая типография будет выпускать не только школьные газеты и журналы, но и газету всего микрорайона. В зале будут выступать «звезды», крутиться не только развлекуха, но и настоящее кино. Библиотека — для всех, лаборатории — для всех, районные олимпиады — для всех… И для каждого, для всестороннего развития личности и непрерывного образования.
Но и преград хватает на пути. Сейчас главная боль В. Лебедева — взять на баланс детский сад, N 165, брошенный бывшим Главтюменьнефтегазом.
Создать в нем все условия для учебы, отдыха и самореализации интересов ступени старшеклассников. Настоящий красивый и удобный мир для достойного жизни юношества. В противовес оглушительным тусовкам, стихийным и жестоким компаниям, коммерческим ларькам с морем спиртного.
Глава районной администрации Н. Романов «за». Но не все нюансы учтены и принципиальное решение не вступило в силу. Может, и городские власти не останутся в стороне?
Бушующая инфляция обострила проблему сегодняшнего финансирования проекта. В Самаре лежит самое современное оборудование для классов этой старшей ступени. Компьютерный комплекс позволил бы наладить настоящее «учение с увлечением», дать старшеклассникам основы престижных и конкурентоспособных профессий. Увы, с осени до апреля его цена с доставкой зашкалила за 700 млн. руб.
Я не хочу ни в коем случае бросить тень на другие типы новых образовательных учреждений в Тюмени. Они отличаются от ЭСПК, они тоже достойны внимания и поддержки всех наших городских структур. Но ведь что-то можно придумать и решить. Да, брошенные детсады переходят в муниципальную собственность. Но здесь-то особый случай. В. Лебедев готов оборудовать специальное крыло для дошколят, если вдруг рождаемость в микрорайоне резко пойдет вверх и соседние садики затрещат от перегрузки.
И все же у ЭСПК есть приоритет на право закупить городу это оборудование. Что лучше? Мириться с негативом социальной среды, молодежной преступностью, оторванностью ватутинцев от той культуры и созидательной деятельности, которую дает реальный центр Тюмени? А если подсчитать, во что обойдется перспектива роста свинцовых мерзостей жизни этого микрорайона, реальные убытки от преступлений и экстремистских выходок юных «бригад зла», то сумма будет куда больше чем та, в которой нуждаются В. Лебедев, его коллеги, а главное — их воспитанники.
Уезжал оттуда к вечеру понедельника. Похолодало. Изредка осыпали мост и Туру мелким дождем серые тучи. Но прорвалось солнце. Улыбнулось. Совсем немного солнца в холодной воде…