X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Трудно субъекту, если он «сложно построен»

Я уже зарекался писать про три «матрешки», они же субъекты Федерации. Но в четверг в здании областной администрации вновь встретились руководители трех субъектов. Проходило совещание «по проблемам взаимоотношений органов власти в сложно построенных субъектах Федерации». Прибыл ряд депутатов-тюменцев, председатель комитета Совета Федерации Василий Тарасенко и заместитель министра по делам национальной и региональной политики Александр Котенков. Приглашались на совещание и из других «сложно построенных субъектов», но, видимо, не доехали. Как утверждают специалисты, проблема взаимоотношений с округами актуальна только для Тюменской области да чуточку для Красноярского края». Бытие определяет сознание. Там — никель Норильска, здесь — нефть и газ.

Столичные гости стремились поддержать атмосферу миролюбия. Хозяева — хотя бы демонстрировать это миролюбие. Иногда получалось. Иногда — нет. Что поделаешь, если зампред областной Думы Владимир Третьяков выступает с докладом о работе органов власти по укреплению единого пространства, а «из округов» его спрашивают: «А кто это вам, Владимир Николаевич, поручил делать этот доклад?».

Словом, материал можно написать хоть оптимистический, хоть пессимистический. Потому что сказано было достаточно.

Леонид Рокецкий: — Нет проблемы округов. Eсть проблема областей, в которые входят округа.

Александр Котенков: — Никто не отменял законов об округах, ;»де сказано, что они входят в области и края. Будет принят именной закон, можно начинать цивилизованный процесс. Но пока нет закона — округ находится в составе области и регулирует свои отношения с нею договором.

(Александр Котенков напомнил, что округа были созданы для сохранения малочисленных народов. Спросил: а сколько ханты, манси, ненцев в этом зале? Вызвал большое возмущение со стороны двух субъектов Федерации. Он считает, что судьей в затянувшемся споре может быть только Федерация. Пользуясь скобками, отмечу, что заместитель Шахрая был, пожалуй, самым резким среди выступавших. И не боялся Назвать сепаратизм сепаратизмом, не боялся назвать отношение округов к области «подпольным блокированием всего, что исходит из Тюмени».

Секретарь административного совета Валерий Первушин уверен, что отношения в тупик не зашли, и привел массу примеров «успешного сотрудничества области и округов» по разным направлениям. Правда, Леонид Рокецкий несколько испортил это впечатление, сообщив, что обещанные округами деньги зачеты-ре месяца так и не поступили.

Александр Филипенко в очередной раз доказал, во всяком случае, мне, что он — один из самых тонких политиков в нашем «сложно построенном субъекте». Он отметил, что за год население округа выросло на 12 тысяч человек («А люди не едут туда, где плохо»). Высоко оценил роль окружной администрации в смягчении позиции «радикальных элементов в окружной Думе». «Мы обречены жить вместе, — повторил он свою любимую фразу. И добавил: — А кто не может организовать этот процесс, тот должен уйти».

Я могу продолжить цитирование тюменских, салехардских и московских экспертов. Но если коротко, то можно свести все к одной парадоксальной фразе: так жить нельзя, но поскольку ожидаемого федерального закона можно ждать еще лет 15, то надо продолжать жить.

Словом, пока не договорились. Но есть маленький лучик надежды: может, наконец-то Совет Федерации и министерство по делам национальностей сами увидели и поняли, в каком неустойчивом равновесии находится наша здоровенная матрешка?

В Тюмени уже ясно: самим не договориться. Правда, гости и щедры были на комплименты, мол, накоплен в Тюмени уникальный опыт работы по разрешению конституционных вопросов. Но нам-то с вами от этого не легче. Потому мы сами не только свидетели эксперимента, но и объекты эксперимента. А это — не самая приятная участь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта