Когда нагнемся за рублем?
На своем недолгом веку я пережил три денежных реформы: в детстве — реформу 1947 года, в студенчестве — реформу 1961 года, и недавнюю необъявленную «тихую» реформу 1992 года, когда на деньгах появился старороссийский орел в значительно ощипанном оперении.
Хорошо помню реформу 1961 года и рисунок на лицевой обложке «Крокодила». Идет колонна трудящихся, на булыжной мостовой лежит копейка образца 1947 года. Все дружно отвернули от нее не только носы, но и лица.
Это верхняя часть рисунка. А на нижней изображена та же колонна трудящихся, но на булыжной мостовой лежит новая, в 10 раз более дорогая, копейка образца 1961 года. И все трудящиеся дружно нагнулись и тянут к новой копейке руки — как бы ее ухватить раньше соседа.
Смысл ясен — копейка образца 1961 года достойна, того, чтобы за нею к земле нагнуться. Поклониться копеечке.
Потом с рублем-шестидесятником стали твориться чудеса. Где-то около 1987 года иду на работу, подхожу к своему заведению и вижу кощунственную вещь: какой-то тюменский невежа по «естественной надобности» рубль использовал на подтирку.
Пошел я к своим экономистам с вопросом:
— Как вообще самочувствие рубля? Крепок ли он?
— Конечно,- отвечают, — не рубль, а скала! Шестьдесят четыре копейки равны ихнему доллару! Не баран чихал!
Посомневался я экономическим восторгам и рассказал им об увиденной судьбе рубля. Смеются экономисты:
— Это экстремальная ситуация. Прижало, видно, человека…
И только Лысый Скептик из своего угла заявил:
— Не слушай ты их. Они слепы. Погоди 1-2 годика. Сотенные бумажки пойдут на это дело, куда рубль использовали…
А в 1991 году монетные дворы еще Союза перестали чеканить копейки. По этому поводу «Комсомольская правда» дала заметку «Прощай, товарищ Копейка!» Слово «копейка» ушло в историю. Нынешние дети его не знают. Теперь и к стародавней пословице «Кто не бережет копейку, тот не стоит рубля» нужно писать обширный комментарий. А ведь держалась копейка, наверно, более 1000 лет. Демократия в России, не успев родиться, убила копейку.
Потом цены, отпущенные на свободу, взлетели вертикально вверх, и в этом полете чуть было не погиб и рубль. Но еще держится, хотя на него, кстати, уже ничего не купишь.
На днях прихожу на автобусную остановку к музею. На асфальте рассыпана горсть орленых монет от рубля до пятидесяти. Наверно, рублей 200 в сумме. Никто из ожидающих не нагнулся собрать… Не из корысти, а из уважения к нашей государственной деньге. Видно, нет уважения ни к рублю, ни к государству.
Парнишка начал выпинывать монеты на проезжую часть улицы, под колеса машин. Помню -еще и пяти лет не прошло,- такие же пацаны толпились в магазинах, глазами обшаривали пол: не уронил ли кто-нибудь копеечку, чтоб ее прибрать. Сгодится на мороженое.
Теперь мороженое тянет больше, чем на 1000 рублей. Самое дешевое.
Интересно, скоро ли придет в Россию время, когда за рублем не будут гнушаться нагнуться? Не ради-корысти, а из уважения к его весомости.