X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Два дня в этом мае Тюмень будет российской столицей

Правда, станет она временной столицей педагогических умов нашей страны, ее лучших преподавательских сил, склонных к инновациям (сиречь нововведениям) в своих трудах и заботах.

16-17 мая в Тюмени будет работать Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Инновационные процессы в образовании. творческая индивидуальность педагога». Готовят встречу Российская академия образования (РАО РФ), Тюменский региональный научный центр Сибирского отделения РАО (ТРНЦ СО РАО), Тюменский госуниверситет.

По особому «энергетическому» блеску глаз академика РАО, блестящего ученого, тонкого знатока как высоких педагогических материй, так и нынешних возможностей их реализовать, Владимира Ильича Загвязинского (кстати, верного подписчика «Тюменского курьера») и его ученика, кандидата пед. наук Сергея Гильманова, я догадался — основная тяжесть всех организационных и прочих забот легла на их плечи.

Тем не менее застрельщики конференции, занятые-перезанятые сейчас неимоверно, все же нашли время пообщаться с вашим обозревателем.

А уколол я их специально легкомысленным суждением, что в Тюмени чуть ли не каждую неделю то форум, то семинар, да еще с участием множества лиц из очень уж суверенных держав СНГ и давно суверенных государств всех частей света. Одни фуршеты и светские рауты изрядно пополнили кассы наших лучших ресторанов, а вот в реальной повседневности толку от множества благих пожеланий и рекомендаций пока маловато. И не будет ли и эта встреча…

«Нет, не будет!» — в один голос заявили академик и кандидат и выложили на стол свои козырные карты. Крыть было нечем, остается лишь описать довольно интересный расклад.

Eсли пару лет назад наша Тюмень действительно отставала в инновационных процессах от своих «северрв», то сейчас она резко продвинулась вперед.

Не только заимствования из жизни дореволюционной гимназии сделали таковыми, к примеру, бывшие СШ № 1, 16, 34, 49 и другие. У каждой из них — своя оригинальная концепция развития, свой уклон и профиль. Подчеркну, что сами учащиеся СШ № 49 только что, оглядевшись, увидели — да у нас, оказывается, одних только победителей и дипломантов различных олимпиад по многим предметам свыше 20! И родилось НОУ — научное общество учащихся, со своим уставом, с желанием реально формировать высокие скорости путешествия в страну знаний.

Конечно, не все в этих процессах гладко и замечательно. Eсть и формальные безобразия, просто перемена вывесок. Вот почему конференция задумана как один из этапов аттестации и аккредитации новых форм обучения на нашей земле.

Настало время присмотреться, к чему привел первый этап «хождения в педагогических реформаторах», массовое стремление «выйти в люди», стать лицеями и гимназиями. Кто реально следует по пути обновления структуры и содержания своего образовательного комплекса, а кто только митингует и переряживается. Каковы потребности нашего города, какие новые формы учебных заведений следует оставить у нас. Вот конференция и займется научно-практическим обоснованием второго этапа — укрепления доказавших свою пользу новых тенденций в образовании у конкретных исполнителей, которые на деле признают главной фигурой в нашем воспитании и обучении диалог «учитель + ученик».

Итак, выяснилось: что хотели, уже показали, теперь пришла пора упорядочивать процесс, увидеть тех, кто уже может и оценить городские ресурсы -сколько потянем этих гимназий и лицеев.

Академик Загвязинский показал мне выводы одного любопытного обследования. Eсли 2-3 года назад школы в своих анкетах указывали, что лишь 3-5 процентов учителей можно отнести к творческим личностям, то в этом году показатель вырос до 20 процентов.

Перешли к проблеме: что же с нами происходит (в педагогическом смысле)? Сразу же засветились две главные позиции. По одной (А.Солженицын и др.), и в российском образовании сейчас мрак, ужас и катастрофа и никакого просвета впереди. По второй, как пояснил академик, в образовательной сфере у нас сложилась действительно тяжелейшая, кризисная ситуация. Но это кризис обновления, когда «больной» подает куда больше надежд на выздоровление, чем на самый плохой исход. И вспомнил я свои походы за культурой в наши городские школы, всякое повидал. И все же с В.Загвязинским можно согласиться.

Знатный «десерт» любой конференции — общение с коллегами, признанными авторитетами. В Тюмень собирается приехать вице-президент РАО Николай Дмитриевич Никандров, человек, знающий толк в творческой педагогике. Ждут член-корр. РАО Eвгению Васильевну Бондаревскую (Ростов-на-Дону), выбравшую труднейшую область в педагогике — что такое воспитательная работа в современной школе и как ею заниматься. Приглашен доктор пед. наук Павел Иванович Пидкасистый, который только что закончил новый учебник по педагогике. Многие светила хотели и хотят его написать — пришли иные времена в России, вернулось или возникло то, что было под запретом или отвергалось зря. А вот она, рукопись, берите, издавайте…

Eсли вы пойдете посмотреть, послушать участников, то прежде всего постарайтесь попасть в «творческие мастерские». Не привожу фамилий, о многих тюменских педагогах-новаторах наша газета уже писала. Будет и мини-практикум по диагностике и развитию индивидуальных педагогических качеств. А что собираются обсуждать? Умные вещи — интуицию, импровизационную готовность, артистизм и прочие важные качества людей, которым вы ежедневно доверяете своих детей. Не забудьте, 16 мая с.г. в 10 часов утра в большом зале гор. администрации должно начаться первое пленарное заседание этой конференции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта