Место, где можно взять деньги
(Светлой памяти старухи-процентщицы посвящается)
В Тюмени ломбардов — раз-два и обчелся. Буквально; раз-два. Не приживаются в Тюмени ломбарды.
Вот и полгода назад, когда на улице Мельникайте, 105 открылся новый ломбард «Монетный двор». Горожане к этому событию отнеслись настороженно. Слово какое-то не наше, Слово, конечно, не наше — оно итальянское. Так называлась местность, где впервые в истории купцы начали давать ссуды под залог имущества. Оттуда ломбарды распространились по миру. Потому что идея неплохая, Клиент получает деньги, в которых нуждается, а ростовщик — процент за услугу. И никто не в обиде.
— У нас единственное в своем роде учреждение, — с гордостью говорит директор «Монетного двора» Андрей Гаранин, имея в виду ломбарды вообще, а не только собственное детище. — Мы единственное учреждение, которое дает людям деньги. Все остальные, к сожалению, отбирают.
Ломбард приходит на помощь людям, когда они испытывают временные финансовые трудности.
Сами работники ломбарда, несмотря на сравнительно небольшой опыт работы, уже могут этот опыт обобщить по части клиентуры, Клиентуру свою (к которой относятся, кстати, с большим уважением, ведь клиент — источник дохода) разделили на три категории.
Во-первых, коммерсанты. Чаще — так называемые челноки. Они закладывают свой товар (сроки, на которые выдается ссуда, — варьируются: неделя — две — три) и получают наличные, на которые могут вновь отправиться в путь — за новой партией товара. Постоянные посетители, в надежности которых уже нет сомнений, имеют некоторые льготы. Например, снижение процента (обычный процент для товаров народного потребления — 0,9 в день) или увеличение ссуды (обычная ссуда — не более 50 процентов от стоимости товара). Но, безусловно, эти льготы надо заслужить — своевременным и добросовестным выполнением своих обязательств по договору. Во-вторых, люди среднего достатка, как правило, сотрудники бюджетных организаций, где нередки задержки с выплатой заработной платы. Как без денег? Никак. Вот и приносят сюда золотые кольца, или бытовую технику, или шубу… Когда-нибудь же получат свои кровные миллионы (накопленные поневоле за несколько месяцев!) — заплатят проценты и заберут свою вещь обратно.
В-третьих, люди бедные. Их жальче всего. Но с ними и труднее. Во-первых, в списке товаров, принимаемых в залог (он висит в ломбарде на стенке), есть немало ограничений. Эти ограничения — подстраховка на случай того, если клиент, получивший ссуду, за товаром не придет. Такие случаи, конечно, бывают. Ломбард — не камера хранения, да и деньги свои считать должен, а потому имеет право невостребованный клиентом товар реализовать в течение месяца. А потому товар должен быть ликвидным; то есть чтобы его можно было свободно продать.
Так что товар должен быть новым и стабильно пользоваться спросом. (Правда, эти ограничения не распространяются на золото и другие ювелирные изделия).
Eсть ли у бедной старушки «подходящий» товар? Видеомагнитофон, новая норковая шапка, брильянты? Чаще всего — нет. Рассказывают мне, однажды был случай — старушка принесла самовар. Про самовары в инструкциях ничего не сказано — но сотрудники «Монетного двора», посовещавшись, решили; даже если старушка свой самовар не выкупит обратно, он в любом хозяйстве пригодится. К счастью (или к сожалению?), старушка самовар выкупила, Работники «Монетного двора», будучи людьми гуманными и практичными одновременно, думают над тем, как бы наладить прием от небогатого населения товаров не слишком престижных или подержанных. Ведь и на такие вещи есть спрос — у того же небогатого населения. Правда, пока еще не придумали, как это сделать.
Клиентов, впервые перешагнувших порог ломбарда, ждет небольшое разочарование. Здесь будут напрочь развеяны их представления о том, какой должна быть ссудная касса. Во-первых, здесь не пахнет нафталином (просто никакая вещь не хранится здесь настолько долго, что в ней может завестись моль). Во-вторых, здесь нет старухи-процентщицы, Коллектив ломбарда — очень молодой. Шесть человек. Работа у них удивительная — каждый день приходят люди. Люди разные. Здесь, в ломбарде, порой разыгрываются настоящие человеческие трагедии. Здесь вершатся судьбы. Однажды, рассказывают мне, пришла женщина, которая не смогла вовремя выкупить заложенную и очень дорогую ей вещь, — попала в больницу. Пришла безо всякой надежды — думала, что вещь уже ушла на продажу. Каково же было ее счастье, когда она узналa, что в «Монетном дворе» не поспешили реализовать ее вещь, и она до сих пор ждет-пождет свою владелицу.
«Старухи — процентщицы» (они же девушки-приемщицы, а по штатном1у расписанию — товароведы-ювелиры) понемногу привыкают «на глаз» определять надежность клиента. Этот получит Ссуду и не вернется (удастся ли реализовать товар?). Этот придет обязательно, и не о дин раз… Eдинственный документ, который требуется для получения ссуды под залог товара — это паспорт. Eсли вор или скупщик краденого пожелает воспользоваться услугами ломбарда — пусть оставит свои координаты.
И еще, информация для тех, кто никому не верит. Ломбард «Монетный двор» (как и все другие ссудные кассы) является финансовым учреждением, имеет лицензию, имеет разрешение госинспекции пробирного надзора Минфина, имеет строгую финансовую отчетность и не менее строгий контроль со стороны соответствующих органов. Кроме того, само помещение ломбарда является объектом высшей категории надеж1ности, его хранилище оборудовано с учетом всех требований безопасности. Говорят, если в Тюмени вдруг случится землетрясение и все здания разрушатся — хранилище будет стоять на развалинах целым и невредимым. Так что клиенты ломбарда могут не опасаться — их ценности в надежных руках.