«Мой бедный Марат» пришел на тюменскую сцену
Вслед за главным режиссером областного театра драмы и комедии А. Ларичевым, очень точно угадавшим нашу духовную необходимость в юбилей Победы пообщаться с произведениями, близкими к выбранной им вещи А.Арбузова, делаю свой ход…
…пьеса «Мой бедный Марат» (1964) и сюжетно, и с точки зрения использованных драматургических приемов перекликалась с «Годами странствий». Построенная по традиционным для Арбузова структурно-композиционным принципам драматической хроники, она в судьбах Марата, Лики и Леонидика как бы продолжала судьбу Ведерникова и вместе с ним судьбу поколения, уцелевшего в огне войны и проверяющего свои нравственные основы в условиях мирной действительности. Уже в самом начале пьесы, рисующем героев в обстановке ленинградской блокады, возникает непроизвольный водораздел между ними и временем. Оказавшись одинокими, Марат, Лика и Леонидик старательно отгораживаются от остального мира и все свои силы отдают исцелению друг друга.
Драматург хотел увидеть, как в каждом из героев, предоставленных собственной воле в труднейших обстоятельствах, сохраняется человечность. Но ее проявления предстают в отрыве от общей беды, и те возвышенные, благородные чувства, которыми переполнены герои по отношению друг к другу, несут в себе зародыш индивидуалистических настроений, хотя автор пытается уверить в обратном. В послевоенных исторических условиях его герои теряют силу воли, проявляют пассивность, душевную слабость.
И «Мой бедный Марат» [остался] на грани формального соприкосновения человека со временем, [без] их глубокой, нерасторжимой взаимосвязи…
Простите, читатель, за эту длинную выписку из критической статьи 70-х годов. Вам, «обласканному» странной хулой иных радикалов от искусства на советскую литературу, и выбор пьесы А.Арбузова, и ее тюменская версия честно и благородно дают понять, что хорошие произведения и спектакли рождаются и живут во все времена. И достается их авторам от любых режимов и соответствующей публики. Правда, сия цитата избавила меня от представления сюжетного хода арбузовской пьесы.
Остается очень интересная тюменская постановка, решенная режиссером в русле современного психоанализа на отстранение нашим временем сюжетных коллизий людей военной эпохи. А.Ларичев и хороший ансамбль наших актеров не судят их, не выпытывают тайны того сурового бытия и последующих десятилетий. Они уравнивают военный подвиг народа-победителя с теми нравственными уроками преодоления человеческого одиночества, жестокости и распада личности, которые помогают всем живым восстанавливать сломанные звенья в цепи поколений.
Герои прошли три круга своей жизни, но вращает их общая судьба, жестко, больно и «родственно» связавшая Лику (дебют на тюменской сцене арт. Марины Слепневой), Марата Eвстигнеева (дебют у нас арт. Сергея Киссы) и Леонидика (арт. Андрей Волошенко). Только сейчас можно сказать, что эта драма А.Арбузова — родная сестра экзистенциальной драматургии европейских мастеров. Человек один на один с бременем жизни, когда он пытается сотворить самого себя, понимая, что все вокруг — продолжение его, живого, его страстей, надежд и разочарований.
Постановщик и актеры остро чувствуют эту пограничную ситуацию, извлекая из коллективного портрета поколения, опаленного войной, их «общественного договора» с недавними идеалами, социальным укладом реальности, самое важное — личное понимание и отношение к своему времени. Тургеневская девушка, деятельный переустроитель и парадоксальный иронический лирик (Лика, Марат, Леон) на самом деле в нашей версии стали одним лицом, рвущимся к новым горизонтам единой личности — портрету военного поколения. Мы видим три ступени: юношество, победное отношение к войне, романтическое восхождение в мечте на самые большие вершины советского счастья, уверенность, что будут скоро учеными, поэтами, ведущими инженерами.
И что бы сегодня ни говорили, такие большие цели, которые ставили перед собой молодые люди тех лет, помогали им реализовать себя. Герои выдержали блокаду, не сломались в тяжелые дни 1942 г. Ребята уходят на фронт. Лика — в госпитале и одновременно учится в медицинском. Они достойно прошли первый, такой страшный кру г.
Круг второй — весна 1946 г. Они живы, Марат — герой, Леонидик потерял руку, но старается не замечать увечья. Лика — мать, сестра, жена как бы в одном лице — вся в планах, надеждах, хорошо обжила их блокадное гнездо. И тут, конечно же, все равно возникает проблема личного счастья. Их союз раскалывается. Лика выбирает мирного и домашнего Леонидика, Марат, скрывая ярость и любовь, уезжает из Ленинграда в Саратов. Строит вдалеке мосты. Но тот общий дом из блокадного прошлого не рухнул. Их все равно трое…
Последний круг, 60-е годы… Пришла пора зрелости, ответов на юношеские клятвы. А они — самые верные, острые, бескомпромиссные. 13 лет мостостроитель молчит, средний поэт Леонидик правит корректуру очередного сборника, который осядет на магазинных полках. Лика доросла до первого начальственного поста в клинике. Уют, размеренная жизнь, далекая от блокадной «буржуйки», от весны Победы. И та клятва выбрала Леонидика. Символична мизансцена — словно колоду домино выстраивает он свои книги по кругу. Толкает первую… падает последняя. И летит телеграмма Марату. Быть ему в Ленинграде 31 декабря 1959 г. Снова быть всем вместе. И снова начинать жизнь. Все заново у Леонидика, у Марата с Ликой. Бьют кремлевские куранты. Начинает вращаться сценический круг. Величаво звучит гимн Союза. Он всегда звучал тогда после полуночи. Не будем спорить, недоумевать. Ведь это был и великий знак Родины, символ надежд ее лучших и красивых людей.
Слезы Ирины Родниной, когда он звучал после победы ее дуэта — слезы радости нашего человека, испытавшего высшее напряжение, миг победы ради того лучшего, что было тогда в людях.
Вращается круг. Расходятся по комнатам-временам герои, чтобы вспомнить прошлое, снова встать вместе. Лицом к лицу с уже нашими днями. Спектакль стал лучшей театральной работой в Тюмени к юбилею Победы. Он показал, какой психологически напряженной работой, трудом молодых душ выразило себя военное поколение. Вне парадов, боев, собраний… В глубине человеческих миров. И актеры смогли поддержать замысел режиссера, сценически выразительно прожить в лицах и судьбах тех, кого не забыть…
Сценография петербуржца А.Дубровина и музыкальное оформление П.Сокурова тоже усиливают образ спектакля, его верность далеко не исчерпанной силе эстетики отечественного реалистического театра переживания. И зритель принял премьеру.
Заканчивается 137-й сезон Тюменского гос. театра драмы и комедии. Лидеры — директор В.Коревицкий и новый гл. режиссер А.Ларичев, не скрывая трудностей, уверены: театр жив, надежен, не теряет лица в динамике перемен, чувствует перспективу. Ряд премьер этого сезона стал событием в культурной жизни Тюмени.
В творческом поиске переплавляются всякие околичности, в новом сезоне мы, возможно, увидим пьесы А.Чехова, Л.Андреева, прекрасную фреску Юл.Эдлиса «От жажды умираю над ручьем» (о судьбе художника в смутное время. В основе — биография французского поэта позднего средневековья Франсуа Монкорбье, по прозвищу Вийон: Villon). И это возможно, ибо наш театр доказал свою способность, не забывая традиций, ставить спектакли в самых современных формах, в самых разных жанрах — от карнавальной феерии «Мирандолины» до трагедийных высот «Преступления и наказания». Eго у нас знают и любят.