X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Перебирая даты

Что делать, эта великая война пощадила почти всех моих родных в нашей большой семье. Погиб лишь мой дед в Белоруссии под Полоцком, где он партизанил.

Но она смертельно ужалила моего отца через 20 лет после Победы, когда зловеще объединились против папы фронтовые ранения и болезни. А был он сапером, военным инженером, волею судьбы и начальства воевал в самых гиблых местах. Сначала ржевские болота, лесные гати, грязь, холод, и надо было прокладывать временные дороги для техники и войск. Стоя по горло в черной воде новгородских, великолукских и прибалтийских рек и речек, когда все наши наступления почему-то приходились на весеннюю распутицу и промозглую осень или сырую зиму.

Сразу же после войны отцу, отмахивавшемуся от своих простуженных почек, вроде бы повезло. Eго направили в солнечный Азербайджан, в Сальянскую степь, в которую в районе маленького Кази-Магомеда остро вонзался скалистый выступ Большого Кавказа.

Отец теперь командовал инженерно-строительным батальоном, возводившим укрепленный узел только что образованного Бакинского округа ПВО. Это было ответом на первое в мире боевое применение атомной бомбы. По замыслу наших военных сооружался первый эшелон обороны против возможного воздушного атомного удара. Быстро разогнавшись, наши истребители из этой точки стремительно достигали границ СССР, дабы сбивать «летающие крепости». Ракет еще не было, а С.П.Королев сидел в «шарашке».

Жили трудно, но ничего. До сих пор не могу забыть вкус прекрасного хлеба из кукурузной муки, обилие фруктов и овощей по дешевым ценам. Но помнится и другое. Летчики. Настоящие асы, собранные сюда из разных соединений. После собрания в честь советского армейского праздника 23 февраля 1948 года в зале гарнизонного клуба погас свет и стали крутить трофейный фильм «Мост Ватерлоо». Нас, пацанов, не успели выгнать, ибо политработники решили, что это кино про первую мировую войну.

Да и нам оно было неинтересно, а вот то, что в темном зале вспыхнуло целое море звездочек, просто завораживало. Это блестели золотые звезды Героев Советского Союза. Где они сейчас, смелые и красивые люди, быстро наладившие жизнь нового авиационного полка? Традиции фронтового братства тому способствовали.

Не по своей воле многие военные семьи из нашего дома оказались на юге. Пугающем своими змеями и скорпионами. И наш сосед, майор, дважды Герой Юрий Петрович Сиверских решил как-то в мае дать нам, пацанам, урок мужества и дружеского поведения в природе. Короче, трое юнцов и летчик идут на рыбалку.

Кусающая, переполненная смертельным ядом тварь или оползала нас, или прыгала чуть в стороне. Но чаще всего мы по команде дяди Юры замирали на месте и спокойно смотрели, как в паре метров впереди дорогу переползала степная гадюка.

Просто мистика какая-то или редкое чутье на должное поведение человека в природе было у нашего наставника. Боевой летчик и добрый охотник в степи. С единственной «инструкцией» юнцам: смотрите за мной и делайте, как я. Наверное, он так и вел себя и в военном небе.

Но себя дядя Юра не смог уберечь. Учились летать при любой погоде, когда еще не было тех приборов и установок, которые есть сегодня на современных МИГах. Погиб весь экипаж. Врезался в те самые скалы… Осталась лишь моя память и память моих сверстников о добром и мужественном человеке, которого уважала буйная и в чем-то опасная жизнь весенней Сальянской степи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта