Распад империи? Логично
«История идет по кругу. Был круг эллинов — распался. Был круг римлян — распался…»
Отчетливо помню эту фразу из старого фильма «Великий воин Албании Скандербег».
Последняя апрельская неделя привлекла внимание двумя пресс-конференциями. Ситуацию вокруг чекового инвестиционного фонда «Гермес» разъяснял журналистам сперва глава тюменского многопрофильного концерна с тем же названием Павел Плавник. А затем и бывшие руководители ЧИФа Наталья и Юрий Анисовы.
Я — единственный из тюменских журналистов, кто побывал на обеих пресс-конференциях. И при всем моем субъективизме все же, думаю, могу сопоставить обе позиции.
Право, перелагать подробно, что сказал Плавник и что говорили Анисовы, не стоит. Одну позицию очень пунктуально процитировали «Тюменские известия», а другую столь же подробно цитируют недружелюбные «Гермесу» радиостанции. Меня в этой ситуации интересует другое.
Судьба многопрофильного концерна «Гермес» в целом.
Вы еще помните? «Гермесизация всей страны». «Неверова — в президенты». «Пост президента России не настолько высок, чтобы менять на него пост председателя концерна «Гермес». «Валерий Неверов — бизнесмен года»… Помните. Вы все, конечно, помните.
И я помню, как в декабре 1993 года мне пришлось куковать ночь в аэропорту вместе с одним из лидеров «Гермеса» Геннадием Даниловым. Говорили о многом. Но вот самое существенное.
«Гермес» — это не просто экономическая структура, не просто средство зарабатывать деньги. «Гермес» — это идеология. Это товарищество, это коллектив людей, объединенных одной идеей, это духовное братство, основанное на доверии… Говорилось искренне. Тиражировалось подобное и в гермесовских газетах, в пронизанных мессианской идеей интервью самого Валерия Ивановича, в телевизионных передачах.
Eсли почитать пресс-релиз, который был вручен журналистам на борту «Новой Сибири», где беседовал с прессой Павел Плавник, то бывшее руководство ЧИФа преследовало цели личного обогащения и преуспело в этом. Eсли слушать Наталью и Юрия Анисовых (пресс-релиз на встрече не вручался), то концерн пытался поправить свои дела за счет ЧИФа, успешно аккумулировавшего средства акционеров.
Правда, с обеих сторон обвинения подкреплялись, главным образом, эмоционально. И обвинение, что г-жа Анисова «грамотно увела из активов ЧИФа полтора миллиона долларов». Точно так же Юрий Анисов на вопрос, почему он только в апреле созвал пресс-конференцию по поводу событий, произошедших в начале года, ответил; что ему лично угрожали и он боялся, чтобы какой-нибудь кирпич не свалился ему на голову…
Или доводы о том, где проводить собрание акционеров ЧИФа, намеченное на 15 мая. Плавник предлагает в Москве (35 тыс. акционеров). Анисов говорит, что лучше это сделать в Тюмени (37 тысяч). И в то же время сообщается, что в Тольятти живет 42 тысячи «гермес-чифистов»… (Эти цифры звучали на пресс-конференции Анисовых. А в пресс-релизе, который был доставлен в редакцию 3 мая, сказано, что в Москве акционеров — 8 тысяч, а в Тюмени — 46 тысяч. Срочно пересчитали за праздничные дни?).
Аргумент Юрия Анисова, что «в Москве легче не допустить его, в отчетном году — управляющего ЧИФом, до отчета», не подкреплен ничем. Может быть, он прав, и тогда «Гермес» — просто криминальная структура. А может быть, нет. Тогда наоборот.
Думаю, что, как и все империи, «Гермес» был братством, пока ему было нечего делить. Как только появилось «чего», как только старшие «гермесы» попытались контролировать младших (а это только в Тюмени третья схожая, хотя и разная по масштабам ситуация), возникли конфликты.
В принципе, ничего странного, ничего нового и ничего неожиданного. Неприятно? Да, для непосредственных участников, которые, уповая на «вечное братство», не позаботились о законном и договорном обеспечении своих прав. Об этом сожалели, что интересно, и П. Плавник (мол,доверяли и не проверяли), и супруги Анисовы (не оговорили заранее свои права). Сегодня обе стороны клянутся интересами акционеров. Что ж, у акционеров и права.
За этими местными конфликтами как-то не обратили внимание на то, что тихо увял Валерий Неверов, вчерашний кандидат на всевозможные государственные посты, исчез из газет, с обложек журналов, не проводятся встречи с земляками. Вчера на высоком крыльце городской мэрии выстаивали потерявшие свое акционеры, кроя Неверова последними словами.
Ну, что еще об этих пресс-конференциях? Разве что упомянуть о том, где они проводились? Первая в гермесовском бизнес-центре. А вторая почему-то в редакции газеты «Тюменская правда», и вел ее (видимо, по причине отсутствия пресс-центра новой компании Н. и Ю. Анисовых?) автор недавней публикации в защиту Анисовых. На мой вопрос по этому поводу кто-то из случившихся поблизости сотрудников газеты с горячностью неофита стал утверждать, что «Тюменская правда» имеет на это полное право и никто ей не может этого запретить.
А никто и не запрещает. Как не запрещает сохранять хотя бы видимость нейтральности. (Что касается утренних песнопений во славу Сбербанка и других финансовых компаний — это отдельная тема, которая еще ждет своего исследователя).
Сама же Наталья Анисова сослалась на близящийся день рождения, подготовкой к которому заняты ее сотрудники и сам офис. Потому, мол, и избрали местом проведения «Тюменскую правду».
Может, так и должно быть? Я не знаю.