X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Они шумели буйным лесом, а их повыбило железом

Когда одна из тюменских гимназий заказала мне подготовить для старшеклассников беседу о современных произведениях с названием «Литература и война», я с трудом наскреб по всем книжно-журнальным сусекам с десяток вещей.

А пока нынешние «инженеры человеческих душ» заглядывают во временные, нужники, описывают охоту пьяных офицеров на ППЖ («походно-полевых жен»), проклинают «проклятых и убитых», хлестко судят и левых, и правых, умы новых поколений захватывает плохая жевательная резинка русских вестернов о войне да и просто все более и более плотное облако забвения исторической памяти. И той войны незнаменитой (по А.Твардовскому) в скалах и соснах карельского перешейка, где в кровавой мясорубке бездарно и страшно сами же перемололи цвет нашей молодежи, и последовавшей Великой Отечественной…

Правда, в Тюмени ситуация смотрится иначе. Задолго до Дня Победы и официальные структуры, и советы ветеранов, и учительство, и библиотеки решили по-людски подготовиться и отметить 50-летие праздника.

А поскольку некая организация общей жизни сохранилась в школах и вузах, именно юношество и молодые люди оказались в сфере притяжения праздничных мероприятий, Были тут привычное разгильдяйство, компанейщина и формализм. Но были и удачи. Приличный спектакль-композиция по военным произведениям в институте искусств и культуры. Сам видел очень душевные конкурсы инсценированной военной песни в школах. Успешно прошли областной конкурс сочинений на военную тему, встречи и читательские конференции в библиотеках.

И там, где все эти дела не загоняли в привычные рамки сценариев, давали простор молодым исполнителям, события войны, ее участники вели свободный и памятный диалог с потомками. В горбиблиотеке Зареки устроили серию вечеров семейного чтения, когда выбор книг не навязывался сотрудниками, а предлагался.

Историки озаботили своих питомцев серией рефератов о минувшей войне, сформулировав темы так, чтобы они сами решали, где истина, каков характер событий. О них спорят документы, политики, ветераны. И ребята увлеклись, серьезно прорабатывали документы, даже статистикой занимались. Рельефнее и весомее выглядит теперь вклад тюменцев в тылу в общее дело победы.

Во всех районах города учителя и библиотекари провели анкетные опросы школьников. Смысл — что прочитали о войне, что предпочли и что она значит теперь для них в раздумьях о себе и жизни.

Не буду настаивать на полноте своих обобщений, но известные мне результаты вряд ли устроят крайние фланги нашего общества. Как я и предполагал, округленно, юношество разделилось на «болото» (до 40 процентов), без божества и вдохновенья, стандартными, выспренными фразами, перепиской доступных учебных пособий «холодно» исполнившее под своих наставников нужные задания. Остались или себе на уме, или в равнодушной позиции, поскольку новые стандарты жизни слишком далеки от темы.

Но почти такое же количество молодых людей прониклось и всколыхнулось и почувствовало себя внуками тех солдат. В анкетах и сочинениях они задают неудобные вопросы нынешним правителям России, эмоционально и серьезно переходя от той войны к событиям в Чечне. Задумываются они и о жуткой цене пролитой крови, цитируют тех ветеранов, которые говорят об обманутых надеждах на большую свободу после войны.

Не порадовали юные тюменцы и В.Астафьева, чей роман «Прокляты и убиты» они не приняли: «В гимназии посоветовали прочитать. У нас есть спецкурс по современной литературе. Сначала было страшно, потом — отвращение…» (реплика Александры К. Довольно типичная).

А вот список лучших книг о войне наших старшеклассников. В него вошли: В.Некрасов «В окопах Сталинграда»; А. Фадеев «Молодая гвардия»; Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»; В. Панова «Спутники»; трилогия К.Симонова; военные повести В.Астафьева, В.Быкова, Г.Бакланова, Ю.Бондарева, В.Распутина… Не гас-нут известные «Зори» Б, Васильева, больно бьет и сейчас «У войны не женское лицо» С. Алексиевич.

Молодогвардейцы интересны нынешнему юношеству именно своей патриотической самоорганизацией, военной романтикой и трудным выбором борьбы за правое дело. Герой Б.Полевого — сопротивлением самым тяжелым обстоятельствам судьбы.

Оставшаяся часть (от 1/6 до 1 /5 анкет и сочинений) — во власти новых мод и репутаций. Юношеский максимализм и желание крушить все и вся сказались в полной мере. Чаще всего излагаются песни из репертуара модных рок-групп, в которых эпатаж сменяет дурной глум, насмешки над тупыми предками в серых шинелях — апологией кумиров западных боевиков. Вот цитаты: «Я счастлив, что не стал букашкой на булавке в коллекции людей, погибших от идей»; «Сегодня днем вернутся солдаты, но кто вернет им рассудок?»; «Мы все дружно убивали друг друга в сомнительном прошлом заманчивым будущим».

Да будет так. И это нормально. Такая суровая и серьезная эта тема — война. Да не убудет в юных сердцах милости к павшим, сострадания и веры в родную землю. Ведь если люди вынужденно сражаются за мир и добрую жизнь потомков, то дело их правое.

И взял я томик стихов почти их ровесников — поэтов, павших в боях сороковых роковых. Какой же встречи хотели они с племенем, молодым и незнакомым? Ибо сказано: поэты — пророки… Вот оно, предсмертное стихотворение Севы Багрицкого: «Нам не жить, как рабам, мы родились в России, в этом наша судьба, непокорность и сила».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта