Авиаторы Тюмени накануне и в дни войны
Незабываемый 1934-й. Вся страна, затаив дыхание следила за ледовой эпопеей челюскинцев. Водопьянов, Молоков, Леваневский… Фамилии полярных асов звучали по радио, не сходили с газетных полос.
С 1934-м связано и начало становления Тюменской авиации: в двухэтажном здании на Первомайской, 35 (местные жители тут же окрестили его «поляркой») обосновался штаб Обской авиагруппы ГлавсевморпуТи, и первые тюменские авиаторы — пилот Василий Бажан и борттехник Анатолий Фокин — открыли обскую воздушную линию «Тюмень-Тобольск-Самарово-Березово-Обдорск». Возглавил группу опытный авиатор Владимир Кливс. Самолеты группы базировались на сухопутном аэродроме Плеханове и на гидродроме на озере Андреевском.
Авиагруппа росла, пополнялась пилотами и самолетами, 27 апреля 1937 апреля в ее составе было организовано три отряда. 1-й выполнял полеты по маршрутам «Тюмень-Самарово-Салехард», Самарово-Сургут, Пилоты отряда летали в Сарвнпауль, Новый Порт, Гыдомяо и Тару. 2-й отряд, а точнее особое звено, совершало рейсы по Ямалу, в район Обской губы. 3-й обслуживал трассы «Тюмень-Омск» и «Тюмень-Тобольск». Действовала и гидролиния «Омск-Самарою».
В1938 году планировалась целая программа аэродромного строительства. При этом Тюмень должна была остаться базой сухопутного отряда, связывающего Тобольск через Тюмень с Омском и Свердловском. Однако энергичному командиру авиагруппы так и не удалось осуществить этот план — Владимир Кливс стал жертвой клеветы и необоснованных обвинений и был приговорен «тройкой» НКВД Омской области к расстрелу…
В годы войны многие тюменские авиаторы ушли на фронт. Почти все они награждены орденами и медалями, а некоторые удостоены звания Героя Советского Союза. Пилот Борис Быстрых, в 1939-1940 годах работавший в тюменском аэропорту, командуя звеном 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии, совершил 166 боевых вылетов и 5 ноября 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Кавалером Золотой Звезды стал и бывший авиатехник тюменского авиапредприятия Александр Никитин, сражавшийся в годы войны в составе 41-й танковой бригады, отличившийся при освобождении Чехословакии и павший смертью героя.
Оставшиеся в тылу тюменские авиаторы в труднейших условиях продолжали выполнять свои нелегкие обязанности. Только в 1943 г оду тюменские пилоты провели в небе 6198 самолето-часов. Постоянно действовали Тюменский, Самарский, Березовский, Тобольский и Салехардский аэропорты.
Наравне с пилотами Обского авиаотряда работали авиаторы и других тюменских авиационных подразделений. К началу войны в Тюмень перебазировался 4-й авиаотряд Всесоюзного Государственного треста лесной авиации, занимавшегося охраной лесов, борьбой с пожарами, перевозкой грузов. В небе Тюмени трудились и пилоты отряда Главсибрыбпрома, помогавшие рыбакам и тюленебойцам.
Многие пилоты возвращались в Тюмень, уже успев побывать в самом пекле войны. Летчик-истребитель, лейтенант Николай Балабанов, награжденный за воздушные бои над Кубанью орденом Отечественной войны, был направлен в Тюмень после тяжелого ранения в область левого плеча и стая старшим пилотом Тюменского авиаотряда Главсибрыбтреста,
Человеком сложной, драматической судьбы был начальник штаба отряда пилотов и рыбников старший лейтенант Алексей Кожухов, Кадровый военный летчик, он воевал с 22 июня 1941 года в составе 203-го дальнебомбардировочного авиаполка ВВС Ленинградского фронта, В июле 1941 года был сбит в бою и попал в плен. Пережив все ужасы лагеря, в августе 43-го совершил побег и скрывался до прихода Красной Армии. Был направлен в Тюмень лишь после длительной спецпроверки в лагерях НКВД.
После ранения оказался в Тюмени и кавалер четырех боевых орденов лейтенант Сергей Канов, сражавшийся в небе Сталинграда в составе 651-го и 297-го истребительных авиаполков.
Авиаторы всех подразделений внесли свой весомый вклад в достижение Победы в незабываемом мае 1945 года.