X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Заезжий музыкант целуется с трубою

29 апреля в концертном зале имени Гуляева, который прежде был областной филармонией, состоялся традиционный джазовый фестиваль «Александр Рэгтайм Бэнд» памяти нашего земляка, американского композитора Ирвинга Берлина. Автора этой знаменитой композиции.

Фестиваль был по счету седьмой, но первый — международный. Этот высокий статус провинциальному мероприятию придало участие ансамбля «Синие горизонты» оркестра ВВС США в Eвропе, давшего один сольный концерт накануне. Остальными участниками фестиваля были постоянные его гости (они же — хозяева): такие известные тюменские коллективы, как «Александр-бэнд» (оркестр областного УВД под управлением Александра Молокова), эстрадно-симфонический оркестр под управлением Eвсея Шапиро, ансамбль института искусств и культуры «Крунинг-джаз» (руководитель Виктор Новокаускас).

Правда, из приглашенных со всей России джазовых коллективов приехать смогли только новосибирцы — биг-бэнд Новосибирской областной филармонии под управлением Владимира Толмачева. Никто из тюменцев их прежде не слышал, кроме устроителя фестиваля Всеволода Бессараба; тот сказал немало хороших слов о музыкантах, но лучше всего они сказали о себе сами — своим выступлением. На судзрителей они представили разнообразную джазовую программу — от классики жанра до джаз-рока.

К сожалению, редкий зритель досидел до конца джазового марафона, начавшегося в половине третьего и закончившегося в половине девятого. К моменту выхода на сцену новосибирцев (а они выступали последними), в зале остались только настоящие ценители джаза. Но и тех оказалось достаточно, чтобы выплеснуть настоящую бурю чувств на головы новосибирским джазистам. Мне показалось, что даже американцев принимали более сдержанно (хотя, возможно, на растущую несдержанность зрителей фестиваля оказал большое влияние буфет с большим выбором спиртных напитков и скудным выбором закуски, а также большие перерывы в концерте — музыкантам, сменяющим друг друга на сцене, нужно было время установить и настроить аппаратуру).

Итак, смолкла закулисная какофония, и в зал потихоньку стягиваются зрители. Рассказывать о музыке — дело неблагодарное: ее, как известно, надо слушать. Но вот о том, как эта музыка исполнялась новосибирцами, по-моему, стоит рассказать. Представьте: парадные музыканты в бабочках чинно сидят на сцене, их инструменты блестят, аж глазам больно. Между ними задумчиво ходит человек в спортивном костюме, время от времени останавливается и внимательно вглядывается в лица оркестрантов. Все в порядке, все работают, музыка играет, все идет по плану. Этот человек в спортивном костюме.- дирижер Владимир Толмачев. (Он хотел было переодеться, но ему не дали зрители, истомленные долгим перерывом и вынужденным ожиданием в буфете). Иногда Толмачев берет в руки саксофон и играет соло на саксофоне. Затем садится за рояль и играет на рояле. Он не похож на дирижеров, которые в порыве страсти к музыке извиваются всем телом и взмахом палочки могут убить случайного прохожего (к счастью, по сцене случайно никто не проходит). У Толмачева вид бесстрастный. Лишь изредка он делает резкий жест к трубачам — и встают трубачи, раздувая щеки. Затем он махнет саксофонистам — и отзовутся саксофонисты. А за ними -тромбон, гитара, ударные… Так и получается музыка.

Ох, не хотели отпускать новосибирских джазистов тюменские зрители. Толмачев улыбнулся и сказал просто: спасибо, спасибо, мы бы рады еще сыграть, но очень устали. И зрители тут почувствовали, что тоже устали. И усталые, но довольные, разошлись по домам. До нового фестиваля.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта