Подминая память
Обломки перевернутых и беспорядочно разбросанных надгробий, некогда стоявших на могилах большой купеческой семьи Колмогоровых, мы засняли на Парфеновском кладбище. Когда были разбиты эти памятники? Вероятно, в эпоху воинствующего атеизма и беспощадной борьбы с «кровопийцами-эксплуататорами»?
По соседству — сваленные в кучу скромные пирамидки с пятиконечной звездой, безусловно, не имевшие никакого отношения к купеческому сословию. Участь — та же…
Покосившийся ржавый восьмиконечный православный крест, сваренный из обрезков водопроводной трубы, и едва приметный холмик еще напоминают о захоронении. Кто покоится под этим, грубо и наспех сработанным, «памятником»? Ни фамилии, ни имени и отчества, ни дат рождения и смерти. Прямо через холмик пролегла тропинка. Кто-то из торопливых посетителей кладбища однажды спрямил путь, за ним другой, третий. А на могиле Петра Ивановича Чикишева и его соседей по последнему пристанищу выросли жилые дома и подсобные пристройки. Живут в них пожилые женщины, служащие при Парфеновской церкви и присматривающие… за кладбищем.
Я опросила настоятеля церкви отца Сергия почему эти избушки были построены прямо на могилах, — рассказывает племянница покойного Наталья Радченко, — Батюшка, сославшись на горисполком, который выделил место под жилье именно на территории кладбища, сказал, что объявил о начале строительства заблаговременно, и никто тогда не протестовал, А ведь это фамильное кладбище всех зареченцев и жителей Парфенова, Тут покоятся несколько поколений тюменцев, Были, например, на могилах семьи Мешковых памятники и оградка изумительной красоты: один из Мешковых был искуснейшим в городе жестянщиком. Ничего не осталось и от этого фамильного захоронения.
Парфеновское кладбище давно закрыто — здесь не хоронят с конца шестидесятых. И, как сообщила главный специалист управления жилищно-коммунального хозяйства по благоустройству города Eкатерина Кульпина, коммунальщики за него ответственности не несут. Заботу о кладбище, по ее словам, взял на себя уже знакомый нам отец Сергий.
Староста парфеновской церкви Нина Левченко полагает, что несколько старушек, а силу своих возможностей добровольно ухаживающих за могилами и прибирающих кладбище, не в состоянии навести здесь должный порядок. Свою помощь в благоустройстве не раз обещали и коммерческие фирмы, и молодежные организации, но дальше посулов дело не пошло. Весьма скромную сумму на обновление кладбищенской ограды выделило лишь УЖКХ Тюмени.
Парфеновскому кладбищу повезло — оно, в основном, сохранилось. Живущие могут поклониться праху родных и близких. А сколько в Тюмени было других, на месте которых выросли жилые кварталы или корпуса заводов? Как на территории кладбища в районе Всехсвятской церкви. Как на территории Затюменского кладбища. Тюменка Ольга Рытова вспоминает, как в послевоенные годы работала на закладке фундамента асфальтового завода:
— Ломами выковыривали остатки гробов. На душе — камень, но не возразишь, не возмутишься — время было, сами знаете, какое, Было кладбище и на территории Свято-Троицкого монастыря, где хоронили священнослужителей и самых именитых горожан, оставивших заметный след в истории города. В их числе покоился и отец Ольги Eфимовны — георгиевский кавалер Eфим Полынсков, Их прах унесла Тура, а на остатках кладбищенского берега, еще не сползшего в реку, — бесконечные ряды контейнеров.
Самое время задать сакраментальный вопрос — кто виноват? Власти, градостроители, коммунальщики?
Думается, и мы с вами.
Город растет, вбирая все новые территории, И бездумно подминает память, А в миллионных европейских мегаполисах суперсовременные жилые кварталы мирно уживаются с ухоженными и аккуратными старинными кладбищами, Там — земли хватает и покойным.
,,, Любовь к отеческим гробам, Любовь к родному пепелищу. На Парфеновском кладбище слова Поэта жгут, Как пощечина,
А может, и неплохо, что цвет российской нации похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев де Буа?…
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
***
фото: