У «красной линии»
Я много лет писал о других. Сегодня в качестве объекта исследования предлагаю самого себя.
После публикации моей колонки «К чему блаженства райские — потом?» («Тюменский курьер» за 16 мая) выяснилось, что, оказывается, некоторые люди убеждены, будто я написал ее, исходя из личных интересов, что само по себе — неправильно и даже — непорядочно.
(Такие принципы «скромной журналистики» крепко утверждались в давние партийные времена).
Итак, ситуация. Речь идет о строительстве офиса фирмы «Синтра» с рестораном на перекрестке улиц Ялуторовская и Первомайская, прямо под окном моей квартиры. Следовательно, по мнению моих оппонентов, я заинтересован?
А в чем?
Рассмотрим: заинтересован ли я лично, чтобы 2,5-этажный особняк с рестораном появился или не появился на свет? Eсть ли у меня причины добиваться, чтобы это место оставалось пустым?
Легко доказуемо, что личных аргументов ни за, ни против у меня нет. Хотя какое-то мнение об асфальтовом этом пятачке сложилось.
Во-первых, в свое время, а именно — летом и осенью 1987 года, я с помощью газеты «Тюменская правда», где тогда работал, пытался спасти старую купеческую усадьбу, спорил с тогдашним председателем Калининского райисполкома Игорем Пустовитом, однажды даже крепко поругались, (Кстати, меня тогда тоже упрекали, что занимаюсь этим только потому, что я здесь живу, не понимаю, что улицу Первомайскую — надо «раскрыть»…).
Во-вторых, в силу п. 1, я хорошо помню, как выглядела та усадьба, и не сомневаюсь, что начавшееся строительство — никакая не реконструкция. Но мне интересно: прежде одни чиновники требовали «раскрыть» улицу Первомайскую, а ныне другие — из благих, естественно, побуждений, ее «закрывают», пытаясь изменить ее «барачный облик».
В-третьих, архитектура уверяет, в очередной раз, что проект Валерия Гинкула — уникален, а мне известны и другие точки зрения. На мой личный взгляд, ничего интересного, но это опять-таки не повод — строить или не строить. Не нравится, говорю я себе, — не смотри.
В-четвертых (и это самый сильный из «личных доводов»), от моей квартиры до земли — 206 ступенек; никакую улицу, солнце, свежий воздух и т.д. мне будущий офис не застит — просто еще одна крыша где-то там далеко внизу. (Зато живет в доме еще 47 семей, весьма вероятно, что кому-то что-то и застит, но ко мне это прямого отношения не имеет. Бунтующим жителям первых этажей на веки вечные предписано любоваться задним двором офиса. А каковы бывают задние дворы офисов — да поглядите хоть на задний двор мэрии, хоть областной администрации, хоть областной Думы).
Где же тут личное пристрастие?
Так что хватит о личном. Теперь об общественном.
Поскольку данный уникальный проект не единственный, что после денежных дождей, как грибы, прошибают шляпками- крышами городской асфальт, у меня сформулировалось несколько вопросов.
1. Только что было принято на административном совете постановление о проекте «красных линий». На улице Первомайской по нечетной стороне все здания — школа N 25, «Детский мир», областная типография, драматический театр, кулинария, дом под номером 25 — стоят примерно на одном уровне. Где-то тут проходит и «красная линия». Уместится ли за нею здание 48×20 метров?
2. Городские службы, в частности земельный комитет и фонд имущества, в последнее время не устают повторять, что городская земля — последнее наше богатство и ее надо продавать подороже. Между тем никто не мог мне назвать сумму, которую уплатил за участок президент «Синтры» господин Тимофеев и уплатил ли вообще? Или пообещал что-то сделать для города? Говорят, что был некий проект обязательств, но его уже давно никто не может найти. Стало быть, можно допустить, что город подарил фирме «Синтра» участок в самом центре Тюмени бесплатно?
3. Я бы хотел знать и назвать вам, уважаемые читатели, авторов этой выгодной для Тюмени сделки. Но главный архитектор и один из Инициаторов украшения Тюмени новыми красивыми зданиями (что само по себе — замечательно!) Игорь Литовка сказал мне, что все документы и согласования находятся в «Синтре» и больше ни у кого ничего нет.
4. Почему-то разрешения на строительство спрашивали у соседствующего со стройкой драматического театра, а жильцов, внезапно переселившихся на стройплощадку, об этом замечательном событии оповестил кран, который ночью стал разгружать у них под окнами бетонные плиты. Тогда, вызванный срочно одним из жителей (не мною! — Р.Г.) Игорь Литовка сказал прорабу: «Не наглейте!»
Кто и кому скажет эти слова в следующий раз?
Или опять во всем окажется виноват журналист, который случайно оказался жителем этого дома?