Цветное небо сорок пятого
9 мая 1945 года командир звена 17-го Оршанского бомбардировочного полка 213-й Витебской Краснознаменной авиадивизии старший лейтенант Михаил Базовкин поднимался в небо трижды.
— Работали в тот день с запасного аэродрома в районе Данцига, — вспоминает Михаил Сергеевич, — бомбили недобитую группировку фашистских войск, пытавшихся погрузиться на транспорты. Отбомбившись в очередной раз, по дороге домой попали в сплошную завесу огня: с земли палили из чего только можно было: в небе — разноцветные строчки трассирующих пуль, яркие точки сигнальных ракет. Того и гляди собьют на радостях — досадно было б вдвойне.
Конец войны, конечно, чувствовался, но салютовали в 1945-м часто: в честь взятия очередного города, завершения очередной войсковой операции. На По-2 рации нет, строим догадки, предположения.
И только приземлившись, узнали — победа. Полная и безоговорочная капитуляция Германии. Полсотни лет прошло, целая жизнь, а словно вчера…
***
Весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз застала летчика-инструктора ГВФ Михаила Базовкина в Барабинске. В числе многих летчиков гражданского воздушного флота Михаил Сергеевич в первые же дни войны попросился в действующую армию. Однако командование распорядилось по-своему: опытные пилоты нужны были и в тылу.
На фронт ему удалось попасть лишь в сентябре 1942 года. Воевал под Ленинградом в составе 7-го особого ночного бомбардировочного отряда. Вылетал на бомбометание, аэрофотосъемку, доставлял грузы в партизанские отряды, выполнял любые задания на своем По-2.
10 ноября 1942 года Михаил Базовкин в 14-й раз вылетел на боевое задание — в партизанский отряд Сотникова. При десантировании неопытный партизан слишком рано дернул вытяжное кольцо: купол парашюта накрыл хвостовое оперение самолета и заблокировал рычаг управления глубины. Пилоту с трудом удалось вывести самолет из глубокого пике и спланировать в лес. Удар… и тьма…
Потерявшего сознание летчика обнаружили партизаны. Немного поправившись, пилот, оставшийся без самолета, продолжил войну на земле: нес службу в боевом охранении, подрывал эшелоны, участвовал в разгроме карательного отряда. Вместе с отрядом, оказавшимся без поддержки и без связи с Центром, голодный и оборванный, совершил 40-километровый марш-бросок по залитому талой водой льду озера Ильмень и вышел к своим.
Пройдя спецпроверку в СМEРШе, Михаил Базовкин вернулся в свою часть, где давно уже считали его погибшим, разделив, по обычаю летчиков, — на память — его личные вещи.
В 1943 году знаменитый полярный ас Василий Молоков, одним из первых за спасение челюскинцев удостоенный звания Героя Советского Союза, сформировал авиадивизию ночных бомбардировщиков. Михаил Базовкин добился перевода в эту дивизию и в ее составе воевал в небе Курска и Орла, участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, штурме Кенигсберга.
К победному маю 1945-го старший лейтенант Михаил Базовкин имел на счету 400 боевых вылетов, был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями.
После войны Михаил Сергеевич еще долгие годы работал в гражданской авиации: летал на Тюменский Север, трудился замполитом авиаотряда, начальником агентства Аэрофлота. Окончательно расстался с авиацией лишь в 1985 году в возрасте 67 лет.
***
Золотой юбилей Победы Михаил Сергеевич встретил в кругу боевых друзей. А совсем скоро у Михаила Сергеевича и его супруги Нины Николаевны еще одна золотая дата — 50-летие совместной жизни. И все бы хорошо, но есть горчинка в предпраздничных ожиданиях: в марте квартиру Базовкиных затопило. Работники ЖЭУ-1 ликвидировали аварию, но в ремонте квартиры отказали, сославшись на отсутствие средств. И пришлось ветеранам приводить жилье в порядок самим: белить, штукатурить, красить, менять линолеум и полы. А об участии и чутком отношении работников ЖЭУ напоминает лишь раковина с отбитой эмалью, оставленная сантехниками в прихожей…
НА ФОТО: военный летчик Михаил Базовкин (справа) с друзьями. Снимок 1947 года.
***
фото: