Токарев Александр Иванович
Александр Иванович был призван в армию в 1938 году, служил на Дальнем Востоке. Во время службы был направлен в полковую школу, а затем в училище, которое закончил в звании младшего лейтенанта.
Война застала командиром взвода полковой школы 415-й стрелковой дивизии. В октябре дивизия была отправлена на Западный фронт защищать Москву.
Начались бои. У немцев — самолеты, а у наших и винтовки были еще не у всех. Eдинственное оружие, которым был снабжен каждый солдат, — бутылки с зажигательной смесью. Артиллерия на лошадиной тяге. Одно противотанковое ружье на взвод… Все-таки с помощью этого небогатого арсенала удалось однажды сбить немецкий самолет.
В ноябре при возвращении с задания (а задание было выполнено успешно, удалось даже взять «языка») Александр Иванович был ранен. После выписки из госпиталя был назначен заместителем командира стрелковой роты 524-го полка 112-й стрелковой дивизии (Сибирской).
«Дивизия была процентов на пятьдесят сформирована из заключенных с Дальлага, Это не политические были, уголовники. Отличившимся на фронте пообещали все простить. Пока мы их обучали, думали с ума сойдем. С полевых учений половина приходила без белья — продавали и пропивали.
«Как воевать-то с вами?» — спрашиваю. А они отвечают: «Посмотрите, гражданин начальник». И ведь не солдаты, а золото получились. По трое суток, бывало, не ели — и ни стона, ни вздоха. Ни один не изменил, не струсил ни разу».
Дивизия воевала сначала в составе 64-й армии (впоследствии переименованной в седьмую гвардейскую), затем в составе 62-й. Начали боевые действия на Сталинградском фронте.
Отбили у немцев станцию Чир (ночью отбили, немцы даже оделись не все, оружие побросали). Наутро начали немцы бомбить — потерь почти не было, уже были вырыты надежные окопы. А потом заговорил. «Катюша». Но не успели солдаты обрадоваться…
Стреляла «Катюша» по ним же. Оказывается, кто-то кому-то не успел доложить, что станция уже занята нашими. Вечером снаряды летели куда нужно, и немцы вскоре прекратили обстрел,
Затем отбивали станицы Верхнечирскую и Нижнечирскую, Пришлось встретиться не только с немцами, но и с румынами — с «Голубой дивизией» Антонеску, Последнее, что успел сделать на фронте Александр Иванович, — поднять роту в атаку (командир был убит) и «успокоить» немецкий пулемет. Почти сразу же ранение в руку, в ногу.
«А дальше меня как будто молотом двадцатипудовым по спине стукнули. До сих пор не знаю, что это было такое. Очнулся первый раз — почему-то полураздетый, брюки по колено как будто обрезаны, сапог нет, весь в крови.., Второй раз очнулся уже на операционном столе».
После госпиталя Александр Иванович был комиссован, поехал домой, в Омскую область. Работал секретарем райисполкома, потом в органах государственной безопасности — для этого отказался от группы инвалидности. Затем служил в органах внутренних дел в Абатском, Сорокинском, других районах Тюменской области. Последняя должность — начальник райотдела в Нижневартовске.
У Александра Ивановича орден Отечественной войны, орден Красной Звезды и 15 медалей.
Дежурная по фотоальбому Eлена Кох
***
фото: