И боль, что тихонько стучала в виске, стихает, стихает…
Снова пригласили в ЭСПК N 1 (экспериментальный социально- педагогический комплекс) в микрорайоне ул. Ватутина (Зарека). Там недавно прошла научно-практическая конференция с очень длинным и строгим названием. Короче сказать, что это собрание размышляло над созданием условий формирования социально-мобильной личности воспитанника на разных этапах ее становления.
-Поймал в холле генерального директора комплекса В. Лебедева и его зама — В. Васильева. Понял, что ЭСПК уже сейчас стремится готовить юного человека, способного достойно и нравственно выжить, врасти в любую окружающую среду. Получается, что здесь пытаются не только нагружать юношество современным запасом знаний, но и готовностью не пасовать перед реалиями текущей жизни.
Необычайная была конференция, хотя начальство приехало и активно контролировало, обещало, ругало… Спрашиваю Владимира Викторовича (зама): «Володь, а зачем?!» Володя обзавелся весьма интеллигентной бородкой, вмиг превратившей его в знаменитого русского педагога прошлого века К. Ушинского. И опять улыбка. Целыми днями напролет — излучение энергии. Не ходит — летает. Не укатали еще вчерашнего моего студийца, студента-историка 70-х годов Тюменского университета, комиссара известного молодежного неформального педагогического отряда «Борей».
Разбросало ребят. Меньшинство осталось с детьми, большинство подалось в начальники и бизнес… «Вы что, не слушаете, Влад Саныч?!» — почти кричит Васильев. «Нет-нет — слушаю и думаю».
Получается, что ЭСПК собралось… посмотреть на себя со стороны, оценить, что сделано и куда теперь идти. Официальный фон, понятное дело, необходим, но и проверить самим, на какую стадию исполнения своего проекта уже вышли за эти три года, тоже не мешает.
В идеале СПК должен превратиться в центр общественной жизни своего микрорайона. Стать институтом непрерывного образования, обучать и воспитывать юношество с детсада до уровня лицея. Предложить ему привлекательную среду общения, сферу культуры и досуга с гибким ограждением от криминала, бездумной развлекаловки.
Отношения с параллельными структурами, работающими с детьми, по-хорошему договорные. Хобби-центр «Юная Тюмень» (директор В. Криводанов) — частый гость в СПК, хотя официально «прописан» в другом месте. Союз взаимовыгоден.
Раскланявшись с хоббистами, мы прошли к зале, на которой красовалась надпись «КВН». Володя пояснил, что за дверью сражаются две команды: родители социально запущенных и педагогически трудных детей (взрослые тоже с проблемами) с командой собственных чад. КВН завершился очередной победой родителей. Потом началось дружеское чаепитие. Коллега, посматривая на веселящихся, изрек, что если они — трудные, тогда его сын — супертрудный «кадр».
Я потихоньку спросил у В. Васильева про то, что за люди, какие семьи, какой уровень жизни. Они или за, или около грани нынешней нищеты, поэтому пьют, скандалят, срываются. Устроить скромный семейный праздник, пригласить знакомых — проблема прежде всего материальная. Не говоря уже про подарки детям. Выход СПК на комитеты социальной защиты дает этим людям возможность неформально общаться. С трудом, но находятся средства на призы, подарки. Делается это как бы стороной, не задевая лично никого. И в такие дни дети и взрослые начинают улыбаться, оттаивают душой.
Выходит, что институт социальных педагогов — одно из важнейших слагаемых жизни СПК. Но тут еще хватает проблем и трудностей. В. Лебедев заметил, что сами соцпедагоги иногда желаемое из хороших побуждений принимают за реальность. Хотя и сегодня можно назвать немало фамилий ребят, которым помогают выбраться из «запущенной, трудной зоны».
В социальные педагоги идут бывалые люди, не всегда с педагогическим образованием, но у них есть знание жизни, умение вести диалог с ершистой и обездоленной публикой. Рабочая норма здесь — общение на доверии, постоянные контакты с воспитанниками, уважение к их личности, реализм («это можно сделать, а тут — подумаем»). Вся трудная рать в зоне внимания и социальной опеки.
Потом, социальный педагог живет тоже несладко (оклады ну просто смешные — 100-150 тыщ), есть среди них мамы — уволенные по сокращению инженеры, сотрудники контор и управлений… Но они не опустили руки, они «крутятся», не теряют достоинства в этой нелегкой фазе жизни. И это в какой-то степени пример, надежда для детей. Для Л. Распоповой кукольный театр для младших школьников — средство развития ребят, возможность давать уроки жизни, щадящего вхождения в нее (социализация юного человека и адаптация к бытию), И тогда веришь ее коллегам, которые точно и эмоционально видят суть своих хлопот: «Eсли ребенку плохо, я должна заниматься им, сколько надо. Верю в слово. Оно и убивает, и возрождает».
Конечно, сам ход жизни пока опережает социальных педагогов, заедает их воспитанников тяжелая среда, усиливает давление новыми витками жестокости, дурманом манящих искушений. Реально в СПК им противостоят усилия школьных психологов. Педагогические и психологические услуги, которые СПК предлагает семье. Вот почему родители и дети все больше доверяют школьному психологу А. Пугиной.
Работавший в рамках конференции «круглый стол» социальных педагогов подводил итоги вместе с научным руководителем проекта М. Зайцевым (ТГУ), ответственными работниками районного и областного комитетов по образованию. Ситуацию в своей сфере определили в дипломатических выражениях. В кулуарах говорили, что пока сдерживают самый страшный прорыв, но соотношение лиха и относительного благополучия уже сегодня 50 на 50. Во многие семьи проникает настоящее озверение в отношениях с детьми, все больше жестокости… Жуткий вал нарастает, а финансирование отстает. Образование бьет тревогу, но. ..но. ..но… И пока единственный в Тюмени ЭСПК не сдается, только надолго ли хватит своих сил?
Вернулся домой, открыл свежий (N 3) московский журнал. Беседа с комиссаром муниципалитета Бостона (США) по делам культуры. Главная задача — поднять уровень культурного воспитания в школах самых бедных кварталов. Без культуры не будет хорошего образования. Поэтому в Бостоне основные средства от налогов, спонсоров направляют на молодое поколение и тех, кто откроет для себя культуру.
Нужны ли здесь комментарии?