«Машинами вывозят!..», или К вопросу о психологии в торговле
Понятие «народный контроль» могло родиться, наверняка, только в голове россиянина. А идет оно от небезызвестного «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». А как проще научиться? Конечно, на чужих ошибках — не на своих же!
Вот и выискивали эти чужие проколы, наскоро сколачивая нервные группы народных контролеров. С особой любовью и тщанием — у черного хода магазинов. Eсли вдруг грузчик выносит что-то упакованное — ага, у народа отнимают! Вернуть, разоблачить немедленно!
Времена народного контроля канули в лету, а сознание наше не очень изменилось. Недавно выхожу из одного очень приличного магазинчика — частного, между прочим, — и даже не обратила внимания, что следом за мной молодой человек какую-то коробку вынес и в машину загрузил. А навстречу покупательница с гневной речью: «Что делают!.. Машинами вывозят!» И не объяснишь ей, что он теперь имеет право сам, без народного контроля, решать, куда, что и сколько.
Область торговли мы осваиваем со страшной скоростью. Никому и не снилось столь резвое проникновение торговли в конторы, НИИ и даже библиотеки. Однако рудименты прошлого еще ой как сильны. Например, все хотят жить хорошо, но не все согласны, что жить хорошо — это много работать. Поэтому до сих пор «отовариться» можно только в свое рабочее время. Потому что вместе с твоим рабочим временем таковое заканчивается и в магазине. Ты у станка с 9 до 18 продавец с 9 до 18. Eсли семья осталась без хлеба — ни одного дежурного магазина. Только разве винные. Видимо, теперь вино и водка — товар первой необходимости. И если вдруг нежданный гость, а в холодильнике пусто, — выпьем, это да, можно. Но не закусим, даже корочкой. Владелец частного магазина смотрит «Дикую розу». Eму наши кровные не то чтобы не нужны, но лучше, чтобы они поступали в течение все той же 40-часовой рабочей недели. Трудовое законодательство — дело святое. А не покупатель с его рублем.
Психология — слово нынче модное: «надо менять нашу психологию» или даже «ломать». Надо. Когда-то один умный писатель наставлял: начни с себя. Так вот: кто начнет? С себя?