X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мы живем, за собою не чуя страны

Сложные чувства испытывает человек, оказавшийся в толпе, перегородившей улицу Первомайскую и скандирующей: «Ки-ри-чук! Ки-ри-чук!». Видишь тощую старушку в коричневом плаще, которая трясет клюкой и требует хоть кого-нибудь расстрелять. Слышишь злую женщину средних (по максимуму!) лет, предлагающую захватить мэра в заложники. Замечаешь некую весьма шуструю группу активисток. Одна из них подхватывает под мышки старичка в синем кителе и буквально выталкивает его на проезжую часть — ей показалось, что живой барьер на мостовой поредел…

Там было все — исступление, нервы на грани взрыва, попытки взять за грудки главу администрации Центрального района, корреспондент, фотографирующий старушечий кулачок, женщина с отсутствующим взглядом, устало присевшая на скамейку…

Но как разделить было в этой толпе тех, кто действительно отдал в «Артон» (или в «Гермес-Финанс», или в «Русскую недвижимость») последнее, пытаясь поправить последние же в этой жизни дела, от других, увидевших возможность «крутануть» несколько миллионов, да не успел вовремя выйти из дела?

Одни бранят власть, другие -несовершенное законодательство, третьи — милицию, четвертые — жуликоватую компанию. А мне внезапно подумалось: если бы наши законодатели не убаюкивали себя мыслью, что надо, мол, народу пройти школу капитализма, а подумали бы — как сократить уроки в этой кровавой школе, как учиться не на собственном опыте, как в законе предусмотреть и для компаний, и для клиентов хорошо различимые «стоп-сигналы»…

Нет, все получилось по-советски. Все получилось на авось, ставший не только символом, но и принципом отечественной истории.

Рассказывают, что в Москве «нарвались» на «Гермес-Финанс» даже члены семей бывшего союзного руководства. И это так характеризует степень их экономической грамотности, их умение предвидеть, их понимание происходящего.

Практически ни у кого обманутые не находят поддержки. Eдинственные, кто с ними хоть разговаривает (и слышит все, что предназначено другим), -местные власти. Но что они могут? Отдать вкладчикам деньги из бюджета? Деньги, предназначенные на убыточный городской транспорт, на ремонт теплосетей, на реконструкцию моста по улице Челюскинцев? На школы, на ремонт городской божницы?

«А на каком основании, — спрашивает в письме в редакцию написал читатель Алексей Лебедев, — администрация пытается это обещать? Ведь вкладчики «Артона» не советовались с горожанами, когда понесли свои деньги в карман нечестным коммерсантам».

И он тоже прав.

«Артон» случился после «РДС», после «МММ», после «Гермес-Финанса». Как сказал один мужчина в толпе: «Те были чужие, а на этих мы надеялись, что они — тюменцы»…

Мы не научились, нас не научили, но кому нужны наши опоздавшие прозрения? Вкладчики хотели бы опереться на закон, но неповоротливый наш суд, чья медлительность не имеет аналогов, всячески, по словам вкладчиков, уклоняется от решительных мер. И милиция ищет жуликов, «в особо крупных, между прочим, масштабах», тоже без особого рвения.

Да, можно сказать, сами виноваты.

Но такой же правдой будет и другое.

Наша страна, резко изменившая государственный и экономический строй, социальные ориентиры, бросила своих граждан на произвол судьбы. Между тем не пройдет и полугода, как то же государство, льстиво заглядывая в глаза, попросит нас и вас, и вкладчиков «Артона» подумать о стране, о России…

Что ответим мы стране?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта