X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Воспоминания кавалериста

19-20 ноября 1982 года в городе Ростове-на-Дону по случаю 40-й годовщины образования 5-го Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса состоялась встреча его ветеранов. Боевой путь корпуса пролег от Кавказских гор до Австрийских Альп. С апреля 1943 года до окончания войны я проходил службу в нем, в 5-м.,особом гвардейском истребительно-противотанковом дивизионе.

После войны корпус был расформирован, а в 50-е годы кавалерийские полки в Советской Армии упразднены, Кони нам служили как средство передвижения. В боях . участвовали спешившись. Коневоды наших лошадей уводили в укрытие.

ехал в Ростов-на-Дону в надежде встретить человек 70 однополчан. Фактически из нашего дивизиона на встрече было три офицера и два казака: бронебойщик и пулеметчик

День Победы наш противотанковый дивизион встретил в районе австрийского города Пднкафельд. Бывшие флаги Германии, теперь уже со споротым белым кругом со свастикой, висели на фронтонах домов,

В середине мая нашу часть вывели из Австрии, и мы расположились лагерем около венгерского города Надьканижа.

В конце мая 1945 г. один взвод второго эскадрона усилили отделением другого и под командованием офицера вернули назад, в Австрию.

Проезжая через города Градт, Леобен, мы поразились увиденным. Центры их были разрушены, ликвидированы, огромные воронки от взрывов бомб были заполнены водой — следы американских бомбардировок.

Остановились у горы Юденбург, в 70 км от Югославии и 110 км от Италии.

Меня вместе с двумя казаками поставили охранять деревенский дом, где расположился заместитель командира 5-го Донского кавалерийского корпуса, гвардии генерал-майор М.Ф. Малеев. Он каждый вечер со своим адъютантом куда-то уезжал на «виллисе», Через город Юденбург протекала горная река Мур, Она служила тогда демаркационной линией, По правой стороне реки расположились советские войска, по левой стороне — английские.

Генерал со своим караулом не разговаривал, Молчалив был и его шофер. Генерала мы знали как очень строгого командира. Во время кратковременных отдыхов после боев он устраивал строевые

смотры, Не терпел трофейного оружия, малейшего нарушения формы одежды — из повозок выбрасывал все, что не относилось к военному имуществу: гитары, аккордеоны, патефоны, а заодно -немецкие автоматы и пулеметы.

Однажды, когда я находился в городе Юденбурге, на станцию прибыли состав с-крытыми вагонами и платформа с зенитными пушками, Территория станции была оцеплена советскими пограничниками. В этих вагонах, оказывается, англичане в советскую зону привезли партию русских — донских и кубанских казаков, воевавших под командованием генералов Краснова, Шкуро, Султан-гирея и других на стороне Германии против югославских партизан и Советской Армии и в конце войны сдавшихся в плен английским войскам. Пограничники построили казаков колонну и повели вглубь расположения наших войск, Среди них были дети, старики и женщины, На мой вопрос, из какой станицы, только один ответил; «Из Шахт (город Ростовской области)»

Из любопытства я осмотрел вагоны эшелона, на котором англичане доставили своих пленных, каждом вагоне было множество изорванных в клочки удостоверений личности, много религиозных книг на русском языке, были ордена и медали, экземпляры газеты под названием «Луч», Видимо, англичане не говорили своим пленным, что их доставят в советскую зону оккупации, и встреча с советскими пограничниками для них была полной неожиданностью -побросали документы и награды. Огнестрельного оружия у пленных не было, но клинки, бритвенные приборы, ножи находились при них.

Как-то утром адъютант М.Ф. Малеева зашел в наше караульное помещение (нижний этаж 2-этажного дома) и сказал: «В прошлую ночь английские войска через нашего генерала передали советскому государству генералов-белогвардейцев Краснова, Шкуро, Султан-Гирея и других, (Адъютант генерала Краснова был попавший в плен к немцам майор, Когда проезжали мост через реку Мур, он, увидев на противоположной стороне моста наших пограничников, на ходу открыл дверь автомашины и с моста прыгнул в горную, с каменными глыбами реку)

По дороге генерал Краснов, показывая рукой на свои генеральские погоны, говорил, что он русский и носит российские погоны.

Две странички войны. Мои собственные странички

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта