X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Русские богатыри. Тюменская версия

В разгар экзаменационной сессии в Тюменском институте искусств и культуры учебный театр собрал своих самых верных поклонников на очередную премьеру. А для актеров-студентов специальности «режиссура драмы» она-то и стала годовым экзаменом, который сдан на «отлично».

Вместе со своим педагогом первого курса, режиссером М. Жабровец, преподавателем сценической речи E. Головинской, педагогом танца Н. Шумковой они бросили вызов известному консерватизму в организации учебного процесса в творческом вузе.

Вместо привычных этюдов, сценок, фрагментов различных пьес сами написали текст, создали макет, были бутафорами, сценографами, оформителями, репетировали, шлифовали сценическую речь и, наконец, поставили свой собственный оригинальный и драматически актуальный спектакль.

Зрелище это — особого, редчайшего в России свойства, пока единственное и уникальное. По жанру — поэтическая вещь, по содержанию — героическая песнь, как бы сложенная, синтезированная из частей самых известных русских былин киевского цикла (о князе Владимире, его дружинниках и богатырях Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче).

Сценаристу, режиссеру-постановщику М. Жабровец удалось «найти» (другого слова не подобрать) именно свой текст, «свою» былину — словно в дополнение к уже известным. Она поражает удивительной цельностью, вобрав заглавные древние мотивы богатырской защиты родины от врагов, свои междоусобицы, Любовь и Веру, желание подарить своему окружению достойную жизнь.

Начальный импульс поэтического спектакля «Богатыри» -рождение русской музыки из духа древних трагедий, звон колоколов Ростова Великого, «Богатырская симфония» А.Бородина. В синтезе искусств явлен образ Киевской Руси, поднимается дымчатая завеса времен, слайдовая картина природы переходит в житийную. И словно оживают образы-символы русичей, княжеская гридница Владимира заполняется людьми, начинается пир… Но и он ритуален, ибо похож на курганный совет предков, воин Данила получает от князя отступную, дабы заняться уже не ратными, а благочестивыми делами.

Древнюю тягучую и духоподъемную речь о богатырских деяниях ведет символический хор исполнителей, а музыка, свет, танец, второе художественное пространство (экран вместо задника) усиливают слово актеров, прессуют время, дабы добиться эффекта переноса зрителей на поле боя с Тугариным. Тонко и нервно выделен мотив частых встреч и проводов, ибо предкам много раз приходилось браться за мечи в их коротких по нашим меркам жизнях.

Представив ведущие черты национального характера, авторы действа естественно вышли на проблему его сложности, противоречивости. Причем все это — в соответствии со старыми летописями, народными преданиями. На фоне нынешних уверений ряда общественных групп в России, склонных видеть в нашей истории сплошную благость и добросердечие, диссонансом звучат древние тексты об интригах при дворе Владимира, о «разборке» Добрыни с Алешей из-за дел сердечных.

Отмечу, что участники премьеры основательно изучили культуру далеких эпох, сами делали оружие, доспехи и даже плели кольчуги. Важно сохранить дух спектакля и состав, показать его осенью в школах, где сейчас по новой программе подростки несколько четвертей знакомятся с мировой и славянской мифологией.

Были ли недочеты? Увы, но исполнители знают о них. Будут дорабатывать спектакль. А вот что просто замечательно: отзвучали аплодисменты и первые цветы актерам-студентам (всем!) преподнесла доцент кафедры режиссуры E.Клименко. И принимали они их по древнему уставу, еще не отойдя душой от своего прекрасного путешествия в глубь отечественной истории.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта