X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И поставиша град Тюмень

Материал об одном из старинных районов Тюмени — Ямской слободе — читайте на 3-й стр.

Ямская слобода

Произносишь красивое и звучное название этого старинного жилого района Тюмени и лишний раз удивляешься, насколько легко и естественно русский язык заимствует и впитывает чужеродные корни, Ямщик, ямской, ямщина… Казалось бы, слова — исконно русские. А между тем «ям» — слово монгольского происхождения и вошло в обиход еще во времена Чингисхана, который ввел для связи с улусами своей обширной империи заставы-ямы со сменными лошадьми.

С той же целью, только уже воеводами царя Бориса, был учрежден в 1601 году и Тюменский ям.

В 1597 году Соликамский посадский человек Артемий Бабинов разведал наиболее близкий и удобный путь в Сибирь из Центральной России через Соль Камскую-Верхотурье-Тюмень. Печально знаменитый Старый Сибирский «кандальный» тракт подходил к Тюмени с южной стороны (ныне — улица Ямская) и, дойдя до берега Туры, через Тюменку вливался в центр города.

Первые тюменские ямщики — из 50 семей крестьян-переселенцев (поневоле) из Вологды, Соли Камской, Перми Великой, Сольвычегодска, Устюга. Их за счет казны снабдили лошадьми, упряжью, земельными наделами и обязали выполнять государственные перевозки от Верхотурья до Туринска и Тюмени и далее — до Тобольска.

Первые годы ямщики жили на посаде, близ острога, а в 1605 году переселились за Тюменку, основав здесь Ямскую слободу.

Ямской извоз по сибирскому бездорожью был тяжелейшей повинностью. Грязь и болота ежегодно губили десятки лошадей. А служилых людей и чиновников, следующих через Тюмень по «казенной надобности», год от году становилось все больше. Ямщики бросали дворы и имущество, уходили куда глаза глядят. Через несколько лет в Ямской слободе осталось не более двух десятков дворов. В 1624 году правительство попыталось возложить ямскую гоньбу и на татар, но вскоре тюменский воевода Плещеев был вынужден писать в Москву об окончательном их обнищании.

В ответ последовало распоряжение восстановить русскую ямскую гоньбу. Согласно государеву указу очередному тюменскому воеводе Прокофию Измайлову, боярскому сыну Семену Поскочину и служилому человеку Илье Ярославцеву предписывалось набрать ямщиков «из тюменских посадцких, из оброчных пашенных людей, из старых ямских охотников, из половников, захребетников и пришлых гулящих людей» с годовым жалованьем в 10 рублей, с пашенными и сенокосными угодьями. Однако и новоприборные ямщики во главе с ямским старостой Eрофеем Бытиковым «били челом, что им ямская гоньба не в силу». Челобитье в Москве удовлетворили: были набраны еще 50 семей ямщиков.

«Ямская строельная книга» Сибирского приказа четко определяла обязанности и права ямщиков. «Во дворе ямской староста Eрофей Бытиков, государственный оброк на нем 13 алтын и 2 деньги, ямской гоньбы на нем пай — без трети пая, годовое денежное жалованье на нем 6 рублей, 22 алтын, 2 деньги. Под пашню отведено ему из заложной порозжей земли в дуброве под Кинырския дороги 7 четей без третника, а в дву потомуж, да сенокосов на 67 копен без трети копны». Такие же подробные записи в книге и о других «новоприборных охотниках».

Весьма любопытны и статьи «поручных записей» об условиях ямской гоньбы от Тюмени до Тобольска, Туринска или «где подводы будут надобны». Ямщик обязан был «держати на пай по три мерина добрых, в зиме с саньми, а в лете с седлы, и с телеги, и с хомуты, и со всякою гонебною снастью, а для водного пути держати им всякие гребные суды — струги и лодки, с веслы и с бичевами, и со всякою судовою снастью». В слободе «жити тихо и смирно, а корчмы и зерни, и душегубства у себя не держати».

Имеется в «Ямской строельной книге» и опись тюменской ямской слободы первой половины XVII века: «На Туре, выше города, на устье реки Тюменки взъезжий двор для государевых гонцов и посланников, 17 дворов, 3 казенных двора, а 6 порозжих».

Почти три века спустя Антон Чехов писал о нравах сибирских ямщиков: «От Тюмени до Томска ни почтовые, ни вольные ямщики не помнят, чтобы у проезжающего украли что-нибудь. Когда идешь на станцию, вещи оставляешь на дворе, на вопрос, не украдут ли, отвечают улыбкой… Мне кажется, потеряй я свои деньги на станции или в повозке, нашедший их вольный ямщик непременно бы возвратил их мне…»

Почти одновременно с Ямской слободой, в 1616 году, на Затюменском мысу появился Свято-Троицкий мужской монастырь. Правда, в XVII веке он еще не был величественным красавцем, каким мы привыкли его видеть: небольшой, скромный, деревянный, он и назывался по иному — Преображенский.

Новый подъем, а по сути, возрождение монастыря, связан с именем сибирского митрополита Филофея Лещинского, которому тоже приглянулось это красивое и видное место. Оно было и впрямь превосходным: высокий берег Туры как нельзя лучше подходил для строительства белокаменного собора. И с этого времени монастырь стал называться Свято-Троицким. (Рассказ об этом уникальном архитектурном памятнике — в одном из следующих выпусков «Путеводителя»).

Eще одно величественное здание, уже в стиле неоклассики, было возведено на Затюменском мысу в 1908-1913 годах. Тюменский предприниматель Колокольников построил его под частное коммерческое училище — одно из первых средних учебных заведений в городе (теперь — главный корпус Тюменского инженерно-строительного института). Прежде на этом месте стояла трехэтажная каменная гостиница купца Железнова, однако Колокольников не стал приспосабливать ее под училище. Гостиницу снесли, у известного петербургского архитектора Олтаржевского меценат приобрел один из самых дорогих проектов (за него Олтаржевский получил золотую медаль на Парижской выставке), Здание очень органично вписалось в за- тюменскую застройку, свободно раскинувшись полукругом на

широкой площади перед мостом через Тюменку. На редкость удачное сочетание — мастерская работа архитектора и весьма выигрышное местоположение.

Впрочем, на протяжении трех веков Ямская слобода была почти исключительно деревянной: в 1886 году в ней было всего пять каменных зданий (не считая комплекса Свято-Троицкого монастыря), Слобода не раз горела, отстраивалась, вновь сгорала дотла и снова возрождалась. Сохранившиеся с дореволюционных времен жилые дома построены в конце XIX — начале XX веков. Они не столь броски и претенциозны, не столь богато изукрашены резьбой, как купеческие особняки в центре города, но рублены добротно, дворы укрыты за высокими глухими заборами с массивными воротами с незатейливыми украшениями. Веет от этих потемневших от времени, порой по самые окна вросших в землю строений поистине сибирской основательностью, сдержанностью, даже суровостью и некоторой замкнутостью.

В немалой степени тому, что значительная часть Ямской слободы до наших дней сохраняет свой прежний облик, способствовало решение Тюменского облисполкома, принятое в 1960 году, согласно которому жилой район, ограниченный улицами Коммунистической (бывшая Монастырская), Садовой, Затюменской и Ямской, был объявлен заповедной охранной зоной. Однотипные серые глыбы многоэтажек обошли его стороной.

… Тихие, сонные улочки, аккуратные строчки мостков вдоль заросших сиренью палисадников незаметно уводят вглубь древнего сибирского града. Редки прохожие, а на скамеечках под резными ставнями, как и столетие назад, греют косточки под летним солнцем старики.

***
фото: Фото Сергея Киселева;Фото Сергея Киселева и Сергея Русанова;Фото Сергея Киселева и Сергея Русанова;Фото Сергея Киселева и Сергея Русанова;Фото Сергея Киселева и Сергея Русанова;Фото Сергея Киселева и Сергея Русанова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта