Правительство не готово стать правопреемником пирамид
Наводнившие было Москву слухи о том, что вкладчикам рухнувших коммерческих структур явился новый «спаситель» в лице Городской Думы, заронили среди страждущих и новые надежды. Согласно слухам, не кто-нибудь, а сама всероссийская законодательная власть уполномочила московское правительство взять на себя обязательства «тибетов», «чар» и прочих «м-м-м». Чего же ожидать обманутым вкладчикам на этот раз? Ответ на этот и другие вопросы мы попытались отыскать у членов правительства.
С нами любезно согласились побеседовать председатель Комитета по труду и социальной поддержке Госдумы Сергей Калашников и председатель Оргкомитета по банкам Госдумы Павел Медведев.
Ольга Казанская: Примут ли правительства России или Москвы на себя обязательства перед вкладчиками обанкротившихся компаний (а пострадавших от них на сегодняшний день насчитывается около 30 млн. человек)?
Сергей Калашников: В любом случае больше выдумки, чем правды. Начнем с того, что Дума при всем желании не может давать указания какому бы то ни было правительственному органу. Eдинственный способ воздействия в такой ситуации — Закон. Я буду краток: никаких законов на этот счет Дума не принимала.
O.K.: Тогда поставим вопрос по-другому. Что предпринимает Дума для того, чтобы смягчить последствия крахов финансовых пирамид? Ведь подобные структуры возникли не на пустом: месте. Их расцвету, в частности, способствовало и слабое законодательство — а за него прямо отвечает та ветвь власти, которую представляете лично вы.
С. К.: Большой шаг уже сделан. О чем можно судить хотя бы по тому, что от явной апатии к начавшим рушиться пирамидам и их вкладчикам («это — ваши проблемы») мы пришли сегодня к осознанию того, что просто так от их проблем не отмахнешься. Думой уже принят акт, в котором содержится требование к Генеральной прокуратуре создать отдельную следственную группу. Eе задача — расследовать акты мошенничества в валютно-финансовой сфере.
Кроме того, министерство юстиции рассматривает вопросы о том, чтобы облегчить процедуру обращения потерпевших граждан в суды, а следственным органам разрешить вмешиваться в дела компаний на ранней стадии их банкротства.
Последнее положение позволит правоохранительным органам в случае наличия даже одного судебного иска наложить арест на имущество компании, не дожидаясь его окончательного разбазаривания. Eще одно направление деятельности заключается в ужесточении порядка лицензирования.
Что же касается непосредственно интересов вкладчиков, уже испытавших на себе эффект преступной деятельности пирамид, то смягчить удар мы можем только одним способом. А именно: максимально интенсивным поиском ценностей и капиталов, которые исчезли вместе с компаниями. Перефразируя известные слова, можно сказать — деньги не горят.
Что же предполагается сделать в этой связи? Мы намерены подключить к сотрудничеству все способные помочь нам международные и иностранные органы, начиная с Интерпола и заканчивая администрациями офшорных зон, и таким образом вернуть часть денег. Конечно, не надо питать иллюзий по поводу того, что эффективного сотрудничества удастся легко добиться.
Во-первых, незамедлительно возникнут вопросы межправительственной этики. А во-вторых, мы сами, со своей стороны, до сих пор не можем остановить вывоз капитала из страны, не говоря уже о том, чтобы активизировать его поиск.
Я ни в коей мере не отрицаю того факта, что государство обязано быть солидарным с потерпевшими и компенсировать хотя бы отдельным категориям граждан их вклады. Конечно же, не в рамках тех дивидендов, которые были обещаны.
В то же время необходимо подчеркнуть, что идея компенсации потерянных вкладов — пока абсолютно «сырая», Я категорически заявляю: на сегодняшний день правительство не готово к конкретным шагам и ничего немедленно предпринимать не собирается,
В том же духе высказался и председатель Оргкомитета по банкам Госдумы Павел Медведев.
«у государства нет бездонной бочки с деньгами, Сегодня оно не в состояний решить даже первоочередные проблемы, связанные с индексацией старых вкладов в сберкассах», — с этих слов он начал нашу беседу
O.K.: Но что-то же должно предприниматься? Не может же государство с непробиваемым безразличием бросить на произвол судьбы вкладчиков недобросовестных фирм,..
П.М.: Наше участие обращено в будущее. Фактически до сих пор вклады физических лиц в банки России не гарантированы. Eсли, не дай бог, разорится еще один банк, то его клиентов постигнет общеизвестная незавидная участь.
Мы разработали положение к Закону о банках и банковской деятельности, которое предписывает коммерческим банкам создавать Фонд обязательных гарантий вкладов физических лиц. Правда, этот закон в очередной раз споткнулся о вето президента, но мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы он был в конце концов принят.
Идеологию этого положения нельзя свести к одному рецепту. Основная концепция заключается в том, что банки — члены Фонда, прежде чем привлечь средства населения, должны купить это право. За счет такой своеобразной торговли в Фонде и будут накапливаться средства на случай банкротства одного из участников.
По материалам журнала «Деньги»