Очередная напасть — «Камита»
«Хорошо живали деды…» У них, по словам известного писателя, было всего «две напасти». У нас же что ни месяц, то очередная напасть, от которой страдают массы народа, не искушенного в различных капиталистических «штучках» и потому клюющего на всякую туфту.
Помните эти «напасти»? Правда, многие их воспринимали как возможность «поймать миг удачи». Вначале… Итак: «Тибет», чьи «помыслы, как пики гор чисты». Были…
«Русская Америка» с ее «смешными ценами» и обилием товаров до уровня «завались».
«Дока-хлеб» с ее (его) «мужиком с головой» и объевшейся икрой кошкой. ‘
«Гермес-Финанс» со стишками «Друзья! Мы поздравляем вас! В Тюмень пришел, Гермес-Финанс!».
«Хопер» — «отличная компания для вашего вашего ваучера и для вашего кошелька». Это про нее известный пародист Александр Иванов («Вокруг смеха») сочинил стихи: «Положил деньги в сберкассу — на проценты выпил квасу. На проценты от «Хопра» купил шубу из бобра». Хотел бы я посмотреть на Сан Саныча в бобровой шубе!.. От «Хопра»…
«РДС» с его 6 рублями на полную тысячу…
«Артон» с конкурсом на лучшую эмблему фирмы…
Это далеко не полный перечень тех, кто оглушал нас ежедневной, настойчивой и льстивой рекламой с единственной подоплекой: «Дурачки! Несите пятачки!..»
А ведь несли миллионы, десятки миллионов…
А были еще сравнительно тихие: «Юсон» и другие…
И вот очередная напасть свалилась на Тюмень. Это «заботящаяся о Вас» (о нас то есть) некая «Камита», у которой «девиз — это порядочность и Ваш успех». Нас они уважают и пишут «Вас» с заглавной буквы. Спасибо!
Листовки «Камиты», как поздний снег, облепили все, что можно облепить в Тюмени, от Мыса до Плеханово. Нередко на небольшом павильоне автобусной остановки три-четыре листовки, чтоб, видимо, очереди за чтивом не было. Белеют они на дверях студенческих общежитий… Как раз там обитают кандидаты в фотомодели…
И опять: «Дурачки! Несите пятачки!». Всего6долларов. Нов рублях по курсу. Пустячок… Зато какие перспективы… Голова юлой!..
«Камита» — на все руки. От работодателя до сводни. Может все. Размах — не хуже хопровского.
Смущает в девизе «Камиты» слово «порядочность». Как известно, в русском языке оно употребляется в совершенно противоположных значениях. Говорят с уважением — «порядочный человек». Говорят с презрением — «порядочный жулик» и др.
…Поживем — увидим…
На всякий случай, любезные земляки и землячки, будьте предельно осторожны. Чтоб потом не митинговать у дверей мэрии и не отрывать от дел городских Степана Михайловича. Не перекрывать улицы…
Письмо редактору, и не только ему
Редактору газеты «Тюменский курьер» господину Р. Гольдбергу Журналисту газеты «Тюменский курьер» господину А. Шевелеву
Уважаемые господа !
Похоже, что снос дома на углу улиц Республики-Семакова N 22/18 стал навязчивой идеей редакции городской газеты «Тюменский курьер» (см. статью А.Шевелева «Дом слез должен быть разрушен», ТК N 58 от 23 мая 1995 года).
Начав со святых для всех нас слов о памяти погибших в годы Отечественной войны и жертвах сталинского террора, автор статьи клеймит позором врагов и палачей, а потом неожиданно перемещает свой гнев на здание бывшего городского отдела НКВД, используя для оправдания столь резкого перехода самые черные краски: «мрачное полуразрушенное здание кровавого застенка, политого кровью наших пращуров, где лишили жизни несколько тысяч людей». Само собой разумеется, что после такого финта, вместо того чтобы потребовать кары палачам, господин Шевелев требует от городских властей снести ни в чем не повинное здание, а на его месте положить простой камень (А.С. — в минералогическом справочнике камней такой разновидности обнаружить не удалось). Далее совершенно непонятно, как этот «простой камень» сможет напоминать «потомкам о беззаконии, творимом некогда против народа». Ведь со сносом упоминаемого здания оставшимся в живых жертвам произвола, детям и внукам погибших будет негде почтить унесенные жизни и судьбы…
Совершенно ясно, что строители этого дома не предполагали, что в годы советской власти в нем разместится отдел НКВД. Дом строили для жизни, а не для смерти. Кстати, вместе с другими домами перекрестка этот дом образует редкий ансамбль: углы всех домов имеют срезы, обращенные к центру перекрестка. Таких перекрестков в нашем городе больше нет. К сожалению, один дом уже снесен при возведении нового корпуса университета…
Возвращаясь к началу письма, замечу, что мысль о сносе дома N 18 не нова. Первый призыв к этому вышел на первую страницу «ТК» из-под пера г-на Гольдберга не так давно. Поэтому в послесловии к рассматриваемой статье, не без одобрения редактора, делается дешевая ставка на негативное отношение народных масс к так называемым «крутым», которые даже в ином мире почитаются «то обелиском, то букетом роз». В этом абзаце послесловия логика окончательно покидает автора, который, утверждая, что «память жертв сталинизма в нашем городе не отмечена никаким знаком», тут же призывает разрушить этот памятный знак — дом 18/22.
Именно этот дом и является памятью о тысячах невинных жертв кровавого террора, именно у этого дома хрупкие воспоминания родных и близких приобретают реальность, именно у этого дома собираются траурные митинги… И самое лучшее решение в отношении этого старинного особняка, бывшей резиденции НКВД, бывшего студенческого общежития — размещение в нем научной библиотеки университета.
Что касается «простого камня», то жертвы репрессий, должно быть, заслужили большего уважения. И по этому поводу высказываются такие предложения. Так уж сложилось исторически, что площадь Борцов Революции (бывший Святой Ключ), на которую выходит дом 18/22, стала мемориалом различных событий в судьбе города. Здесь разместились памятники Жертвам гражданской войны и выпускникам тюменских школ, не вернувшимся с войны, бюст разведчика Н.И.Кузнецова. Здесь расположены здания штаб-квартиры В.К.Блюхера и сельхозинститута, где учились писатель М.М.Пришвин, дипломат Л.Б. Красин, где всю Великую Отечественную войну хранилось тело В.И. Ленина.
Поэтому будет вполне логично во дворике между домами NN 20 и 22 по ул. Республики разместить мемориал жертвам сталинского террора. Именно этот двор встречал арестованных, и отсюда они отправлялись либо в лагеря, либо в безвестную могилу. В одном из зданий, окружающих двор, наверняка нашлось бы место для комнаты, где разместились бы «Книги расстрелянных»…
Все должно быть скромно, лаконично, траурно. Так и объявить в условиях конкурса на оформление дворика и входа в него с ул. Республики, со стороны площади истории города.
Вот и появится у нас и наших потомков место поклонения памяти безвинно погибших и пострадавших. И не придется завидовать «крутым». Будет и нам куда возложить букет роз или пару скромных ромашек…
…В 1931 году взорвали храм Христа Спасителя. Чем обосновывался снос этого здания? Дело в том, что на этом месте было решено воздвигнуть высочайшую телескопическую башню Дворца Съездов со статуей Ленина наверху. Стройке придавалось исключительно важное политическое значение. Именно этой политике и был принесен в жертву храм Христа Спасителя, который многим казался символом реакции, мракобесия.
50 лет на месте недостроенного, а затем разобранного Дворца Съездов плескалась хлорированная вода бассейна «Москва», а в 1995 году мэр Москвы и архиепископ Всея Руси заложили первый камень на возобновляемом строительстве храма.
Таков печальный акт в истории градостроительства Москвы, служащий назиданием тем, кто, спешит уничтожить старые здания и сооружения. Сломать, оказывается, легко. Пороха хватает, и ума особого не нужно. Воссоздать или заменить сломанное достойным сооружением — неизмеримо труднее.
Господа!
Может, и в Тюмени хватит «разрушать до основанья, а затем…»? Ведь ежели следовать вашим варварским призывам, то придется утопить «Аврору», взорвать Смольный дворец, а там, глядишь, доберемся и до московского Кремля!
Возьмите свои слова обратно, господа!
А.Соханский, краевед-любитель
От редакции. Мы не правили текст этого письма. Но разрешите уточнить. 1. А. Шевелев, к которому обращается автор, — не журналист, а просто читатель. 2. «Архиепископ Всея Руси», о котором пишет А.Соханский, это, вероятно, . Патриарх Алексий II.