Борис Федоров: «Если бы я был премьер-министром»
Часто задают вопрос: а что бы вы сделали, если бы были премьером, что изменится? Поэтому подумаем в стиле «Литературки». «Eсли бы я был директором…» о реорганизации работы правительства в первые 100 дней (о существе политики — в другой раз).
Конечно, Белый Дом будет возвращен Думе, а премьер переберется в нынешнее здание музея Маркса-Энгельса на Волхонке, идеально подходящее для резиденции главы правительства. Аппарат уменьшится до 300 помощников, референтов, секретарей, а отделы, дублирующие министерства, исчезнут.
Будет ликвидирован институт вице-премьеров — министры станут министрами и к их подбору будем относиться ответственнее. На случай отсутствия премьера будет простой порядок замещения (министр иностранных дел, затем министр финансов).
В особняке на Волхонке будет зал с овальным столом на 25 членов кабинета, причем с местом премьера не во главе стола, а в середине, напоминая, что он не начальник министров, а первый министр.
На своих заседаниях правительство перестанет решать вопросы типа «коэффициента перевода овцематок на условные головы», нормы жирности молока на Чукотке, подарков в виде пистолетов зарубежным друзьям и займется социально-экономической политикой.
75 процентов вопросов, которые сегодня оформляются постановлениями и распоряжениями правительства, перейдут в компетенцию ведомств, ответственность и спрос с которых резко увеличатся.
В первый день премьер возьмет ножницы и срежет со стола шесть-семь спецтелефонов, которые не имеют практического значения и делают нас посмешищем всего мира. Число охраняемых людей в России сократится раз в десять, хотя сегодня, например, сельское хозяйство надо охранять от его руководителей.
Придется забыть о принципе набора состава правительства «с бору по сосенке» и набирать команду, сплоченную едиными взглядами по принципиальным вопросам. Это значит, что обновление состава не может быть меньше чем на 90 процентов.
Пора расстаться с мифом о «практиках» и «теоретиках». Почему, например, коммерческие фирмы не хотят брать людей с опытом в советском общепите или гостиничном бизнесе, а любой директор автоматически считается очень опытным для руководства отраслью или всей экономикой в новых для него рыночных условиях.
Также неверно противопоставление «профессионалов» «политикам». Нет ничего хуже политика на уровне начальника управления, но не менее опасен бюрократ на уровне министра, который не имеет обязательств перед избирателями и не заинтересован в реформах.
Продолжим. Премьер определит 10-15 предельно конкретных задач, которые должно решить правительство в течение одного-двух лет (например, по жилью, налогам, борьбе с преступностью) и ляжет костьми для их решения по жесткому графику.
Премьер перестанет «обижать» парламент и улучшит пропаганду, включая снабжение депутатов информацией в индивидуальном порядке, регулярные встречи, обеды и ужины с комитетами и фракциями, разъяснением политики. Премьер еженедельно будет на ТВ, появятся статьи, реклама, плакаты, пресс-конференции, брошюры для масс.
Число министерств и членов кабинета не просто сократится до двадцати пяти. Бесполезные ведомства будут закрыты, а растерявшие функции — объединены с более сильными. Появятся новые ведомства, включая комитет по делам ветеранов, агентство по регулированию рынка ценных бумаг и другие.
Каждый член кабинета, помимо своего министерства, будет руководить группой ведомств более низшего уровня (руководители — не члены правительства). Число замминистерств будет ограничено двумя-тремя, так как отпадет нужда сопровождать вице-премьеров в разъездах. Разумеется, Минобороны будет руководить гражданское лицо, разделив, наконец, чисто военные (для этого есть Генштаб и командующие родами войск)и политические и хозяйственные вопросы. МВД займется наконец внутренними делами страны, а борьба с преступностью в рам ках страны будет сконцентрирована в новом ведомстве на базе МВД и ФСК, в целом усилится централизация раздутых но малоэффективных органов безопасности.
Для высших чиновников будут введены официальная декларация доходов, повышенные наказания за коррупцию, а также запрещение получения чиновниками «подарков». Удельный вес расходов на управление уменьшится и будет «заморожен», но за счет сокращения аппарата зарплата повысится.
Премьер введет по рядок, когда попытка давления со стороны официальных лиц, звонки по телефону для лоббирования будут рассматриваться как основание для увольнения, если данный вопрос не входит в компетенцию данного лица.
Премьер прекратит поездки по стране со сбором прошений и раздачей невыполнимых обещаний. Премьер будет в центре для координации работы правительства, а ездить — только для проверок (внезапных) и выступлений перед народом, а не начальством. Не мешало бы без предупреждения зайти в рядовую больницу и дом для престарелых, проехаться в метро, в автобусе. Ходить с умным видом по потемкинским цехам и фермам нет смысла.
Прекратятся театрально-торжественные квартальные заседания правительства, на которых ничего не решается и по сути не обсуждается. Любое совещание должно обсуждать конкретную проблему государственного уровня и решать ее.
Премьер договорится с президентом о разделении полномочий с тем, чтобы мелкие решения не оформлялись указами, чтобы лоббисты не пытались через президента решать свои вопросы. И конечно, президент не будет давать указаний по расходам, которых нет в бюджете. Премьер должен перестать быть только хозяйственником, так как он является вторым человеком в стране.
Можно привести еще сотни нововведений, основанных на здравом смысле, но все перечисленное нельзя сделать без реальной власти, а также без четкой политики правительства.
***
фото: