«Я бы тебя познакомил…»
1
Возраст сокращает расстояния, приближает события. Далекое прошлое становится прошлым близким, соприкасается с жизнью нынешней.
Передо мной «Список о службе тюменской татарской команды казаков», учинен в январе 1800 года. Десять человек. Но «Список» не список — банк данных: описание внешности каждого, возраст, семейное положение, отношение к службе, откуда призван.
Первым в списке Ирша Юсупов, 59 лет, рост два аршина три вершка (около 155 см), лицом бел, нос востроват, глаза серые, волосы на голове светлорусые, усы бреет, борода рыжая. Из казачьих детей Ялуторовской округи юрт Сунгульских. В службе казаков с 1752 года, то есть с 11 лет! Жена -Амиссана Ахметова, из тех же юрт, но бухарская дочь. Дети -сыновья Цеин — 24 лет, Алей -15, Сейбула — 10.
Почти у всех в списке серые глаза, светло-русые волосы, рыжая борода — Ирша Юсупов -как обобщенный портрет, даже рост его — 155 см — средний рост команды, от 151 у Апшана Апшанова, родом из тех же юрт Сунгульских, до 164 см у Наги-та Юсупова родом из Тюменской округи юрт Шикшинских, что, может быть, по-нынешнему Чикча. О том и мировая наука свидетельствует: человечество в начале XIX века было низкорослым.
Команда службу несла исправно, в штрафах ни по суду, ни без оного не была, как не была и в домовых отпусках. Но у семерых есть и «были» — они «в разных годах находились на Иртышской и Горской линиях в службе и во время бывшего в Сибирской и Оренбургской губерниях внутреннего замешательства походах были».
Я смотрю на годы их службы, и понимаю: внутреннее замешательство в Сибирской и Оренбургской губерниях — это пугачевский бунт.
2
1773 год. Eмельян Пугачев, бывший казачий хорунжий, назвал себя императором Петром III, поднял яицких казаков. Повстанцы появились в Исетс-ком и Ялуторовском уездах Сибирской губернии.Губернатор заволновался, послал в Тюмень известие об открывшихся опасных обстоятельствах и потребовал укрепить оборону города.
Гарнизон Тюмени был малочислен и слаб. Артиллерия насчитывала только шесть чугунных пушек, они «весьма поржавели и з большими раковинами, а лафеты и колеса под ними от ветхости уже и вовсе развалились».
Тем не менее из Тобольска пришло новое повеление направить часть служивого люда на Урал для охранения екатеринбургских заводов.
Пугачев на Тюмень не пошел. Но на валу у Спасской церкви, снятая с развалившихся лафетов, на дровнях грозно стояла местная артиллерия, а в городе толпился в возрасте от 15 до 50 лет мужской пол, согнанный из пригородных деревень, дабы воровские шайки не могли их употребить к военному действию.
3
Николай I в 1836 году, якобы не знавший об интересе Пушкина к пугачевскому бунту, выразил сожаление:
— Я бы тебя познакомил с его сестрицей, которая тому три недели умерла в крепости.
После разгрома бунтовщиков вся семья Пугачева была арестована и отправлена в крепость Дмитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону). Отсюда их отвезли в Москву, а после суда — в Кексгольмскую крепость. Кстати, царь говорил Пушкину не о сестрице, а о дочери Eмель-яна Ивановича. К месту сказать, женам и детям Пугачева запрещалось носить эту фамилию, а называться только по имени-отчеству. Служившему в войсках на Кавказе его брату Дементию приказано было впредь именоваться Ивановым — так эта пугачевская ветвь затерялась среди бесчисленных Ивановых.
Из потомков Пугачева известен праправнук его Павел Данилов, участник первой мировой войны, волей обстоятельств оказавшийся в Австралии. Он сообщил исследователям, что потомки Пугачева носили и носят четыре фамилии: Даниловы, Сарычевы, Фомины, Фомичевы.
Но я этот рассказ начал потому, что ТEСEН МИР. Газета «Известия» в апреле 1985 года сообщала: до недавнего времени в Целинограде жил родной внук Пугачева — Филипп Пугачев. Меня это потрясло. Eмельян Иванович был казнен в 1775 году. Как через 200 с лишним лет может быть родной внук его?! Газета разъяснила: Филипп родился, когда отцу его. было за 90 (умер он в 126 лет), сам Филипп прожил тоже более 100.
Целиноград почти рядом с Тюменью. Правда, это теперь опять Ак-Мола (Белая Могила), зарубежье, хоть и ближнее.