Ты, я и самоуправление
У меня такое впечатление, что тема эта — самоуправление — большинству граждан и горожан малоинтересна. Да и я, честно признаюсь, за ужином дома беседую о чем угодно, но только не о самоуправлении. Видимо, и мне — неинтересно.
Зато мне интересно знать: почему нам с вами, живущим в мире весьма, кажется, цивилизованном и политизированном, неинтересно то, из-за чего ломает копья значительная часть цивилизованного мира?
Только что принят устав области. Во вторник городская Дума одобрила, правда, в первом чтении, устав Тюмени. Из-за областного закона о местном самоуправлении обменялись колкостями депутаты областной Думы. А массы населения, именем которых и для блага которых все это совершается, живут себе и в ус не дуют. Ни одного телефонного звонка по нашей «горячей линии» не было такого. Никто и не возмущался: «Да когда же, наконец, будет принят закон о местном самоуправлении? Не могу без него! Душа горит!».
Неужто нужен этот закон только мэру Степану Киричуку, его чиновникам, десятку-другому местных политиков, борющихся за «свободу шестого микрорайона от тлетворного влияния микрорайона № 7»?
Нет, мне думается, что все сложнее и проще.
Сложнее, потому что, сколько бы ни твердили о российских особенностях, мы такие как все. (Только сидим по два года в каждом историческом классе). Сперва отвоевываем свободу, а потом думаем: что с этой свободой делать? То же — о суверенитете. Теперь, официально заполучив демократию, а точнее — пока только вывеску от нее, но со всем букетом свойственных именно демократии негативных проявлений в виде эротических фильмов, коррупции, организованной преступности, свободных цен и так далее, мы до сих пор не знаем, что делать дальше. Не догадываемся, что дальше надо брать на себя не только права, но и обязанности. Что не на профсоюз, например, надо’ уповать, а на собственные руки и плечи… К тому же много оказалось в этой демократии такого, что нам не нравится, а в книжках и газетах про это не писали, а если и писали, то в тех книжках, которые мы не читали, а если и читали, то не верили.
Кстати, в самоуправлении нам вполне нравится вторая часть этого слова и решительно не устраивает первая часть. (Все как с МММ, РДС и с «Гермес-Финансом». Решили: мы сами хозяева своих денег, никто нам не указ — куда их отдавать. А как выяснилось, что отдали не туда, задаем вопросы: куда власть смотрела? А она смотрела в книжки, где написано про демократию).
Усложняю? Может быть. Тогда вот вам самое простое объяснение. Нам сегодня просто не детого. Eсть вещи, которые для нас поважнее — цены, транспорт, дачное воровство… Эти и другие хлопоты дают нам, как мы думаем, право не ломать голову над такими абстрактными вещами, как какое-то непонятное «самоуправление». Иногда мы даже думаем, а может, оно «само управится», то есть установится? Хотя если, конечно, хорошенько задуматься, то можно прийти к мысли, что только самоуправление нам и должно помочь. Об этом еще когда-то в партийном гимне пелось. Помните такую хоровую песню, перевод с французского?
Кстати, говорят, что у французов с этим самоуправлением гораздо меньше проблем. И живут они, кстати, гораздо лучше. Или вы думаете, что это — совпадение?
***
P.S. Диалог о самоуправлении с губернатором Леонидом Рокецким и мэром Степаном Киричуком (оба — Тюмень) мы опубликуем в одном из ближайших номеров.