Что наша жизнь? Икра!
Что рыночные тучи над родиной встали и в воздухе запахло грозой, многие бюджетники догадались летом 1991-го. Кто сейчас помнит президентский указ № 1о приоритетной (в том числе и финансовой) поддержке сферы высшей и средней школы? Даже рожек-ножек не осталось…
А тогда часть тюменских интеллектуалов из вузов решила усидеть на двух стульях. Один — старый, в студенческой аудитории, второй — новый, в кооперативах, фирмах. Они оказались «мудрее» прочих: лучше нищенский вклад «синицы в руке» ежемесячно, чем ожидание журавля в небе, удачи и приличных доходов от бойких молодых боссов, которые так и бежали мимо них. На подковырки пришлось отвечать, что минтай еще плавает и кабачковая икра тоже вкусная.
Но кто бы мог догадаться, что в 1995-м банка этой икры станет дороже в две тыщи раз, а минтай обернется золотой рыбкой? Россия снова стала примером для остального мира, она опять занята невиданным социально-экономическим экспериментом. Создает особую модель рыночной экономики по принципу «шиворот-навыворот». Все классические, в веках обретенные принципы любого рыночного механизма побоку.
Кто не знает, что кузбасский уголь в вагоне по прибытии на Урал становится дороже золота? А если везти что-нибудь по железной дороге из Хабаровска, представляете сумму тарифа?
Но зайдите в молочные магазины. Мороженое «пломбир в шоколадной глазури» — 1130 рэ за упаковку. Мысленно аплодируешь тюменским молзаводам, наконец-то «одели» свою «забаву» в шоколадную рубашку. Ан нет, на обертке клеймо хабаровского комбината. Какая комбинация потомка Остапа Бендера была прокручена, чтобы загнать в гроб нашу «забаву», да еще без головокружительного взлета цены? Кстати, везут в Тюмень и мороженое из Брянска. Eще в 70-е годы овощные прилавки были забиты банками помидоров «в собственном соку» (как хороши они были на новогоднем столе, практически свежие!), маринадами, борщами и щами неплохого качества. Для их производства не нужны внушительные инвестиции, заграничные консерванты (разве что черный перец). Почитайте надписи на этикетках овощных банок — где доморощенная продукция?
А вот в Пензе, в Тольятти бойкие фирмы объединили многих искусников садово-огородных товариществ, решили с ними санитарно-эпидемиологические проблемы. Банки с домашними маринадами расходятся быстро. Пенсионерам и безработным хозяйкам неплохая прибавка к семейным доходам.
Да мало ли рыночных ниш в сфере малого бизнеса остаются в нашем городе совершенно незаполненными! Или заполняются через пень-колоду. Рыночная свобода у нас — свобода для собственного своеволия, всяческой безответственности перед клиентурой. Можно не затруднять себя техосмотром собственного автобуса, и тогда коммерческий ЛАЗ по 30-му номеру, чихнув для приличия пару раз, застынет на остановке в начале маршрута»
Плевать на «твердые» часы работы лавок и магазинов, в субботу вообще можно перегородить столом вход и предлагать гражданам не самую нужную мелочевку. Обсчеты, продукту с душком, товары с дефектами, хамство и грязь стали повальным бедствием. Правда, в Тюмени еще не прижился неаполитанский опыт, его все еще осваивает Москва. Подростковые банды быстро налетают на жертву и вмиг растворяются в ближайших дворах с сумками и кошельками, У нас юная гвардия пока тренируется на сверстниках в школьных коридорах и туалетах, В прекрасном романе Станислава Лема «Голос неба» ученые, пытаясь расшифровать послание землянам далеких миров, используют привычные приемы и штампы. Получается некая биомасса, которую назвали «лягушачьей икрой». Побочный и бесполезный продукт. Вот и ходим мы по нашему «рынку лягушачьей икры», делая вид, что зарабатываем, как минимум, на тресковую. Кстати, вот такая маленькая баночка и уже стоит 8 тыщ рэ, Безудержный рост цен, инфляцию — эти ужасные рыночные «игрушки» — мы освои?1и просто блестяще.
***
фото: Фото Сергея Русанова