X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Без права на фальшивую ноту

Авиадиспетчеров нередко сравнивают с дирижерами. Разница лишь в том, что воздушные дирижеры не имеют ни малейшего права на ошибку, ведь от их умения «управлять оркестром» зависит жизнь людей.

В тюменском небе тесно. Eжедневно аэропорт Рощино принимает и отправляет свыше 40 воздушных судов. Жарко и в полутемном зале УВД — управления воздушным движением. Яркими точками вспыхивают на экранах локаторов самолеты, замеченные всевидящим оком. Здесь несут круглосуточную вахту пять смен диспетчеров и руководителей полетов. Степень их ответственности велика: в туман, в ненастье, при так называемых нештатных ситуациях очень многое зависит от профессионального мастерства этих людей, их умения оперативно принимать верное решение.

Двадцать три года «дирижирует» объектами воздушного пространства Вячеслав Молоков. Без малого десять лет работает здесь Василий Буряк. Оба закончили Кировоградское летно-штурманское училище, специалисты первого класса. Не боясь «испортить» своих подчиненных, руководитель полетов Владимир Герасимов дал Молокову и Буряку весьма лестные характеристики: «наземные штурманы» (и так называют в обиходе диспетчеров УВД) отвечают самым высоким профессиональным требованиям -внимательны, решительны, обладают завидной памятью, способны сохранять хладнокровие и хорошую работоспособность в сложных условиях деятельности. Так как многие из перечисленных качеств являются врожденными и трудно поддаются тренировке, то не всякий человек может стать специалистом УВД. Не случайно кандидаты, избравшие эту работу, проходят строгий профессиональный психофизиологический отбор.

Нет, они не жалеют о сделанном однажды выборе. Но обида иногда проскальзывает в голосе, едва речь заходит о бытовой стороне жизни диспетчеров. Василий Буряк, например, девять лет ютится с семьей в общежитской комнатке, без малейшей надежды что-либо изменить. Вячеславу Молокову повезло больше — он сам заработал себе квартиру в МЖК. Для молодых, пришедших в коллектив недавно, перспективы в этом плане и вовсе туманные.

А еще все диспетчеры владеют английским языком. Могут обеспечивать прямую связь с экипажами зарубежных авиакомпаний. Заканчивают ускоренные курсы, проходят стажировку в Англии, Канаде, недостатка в практике не испытывают и дома. При этом, конечно, специалист УВД должен обладать хорошей дикцией, чтобы его команды были понятны экипажам воздушных судов, смежным пунктам и другим службам.

О том, что обостренные зрение и слух для диспетчера — качества обязательные, упомянем вскользь, чтобы не складывалось впечатление, что люди эти сплошь супермены. Но положите руку на сердце и скажите: сможете ли вы уловить полезную информацию на фоне многочисленных шумов, помех и одновременно выделить на экране индикатора движущиеся метки при большом количестве неподвижных?

То-то и оно… А потому сравнение диспетчеров с воздушными дирижерами, не имеющими права на фальшивую ноту, представляется мне наиболее удачным.

На снимках: авиадиспетчеры аэропорта Рощино Вячеслав Молоков и Василий Буряк.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта