Вторые пути
Наша Тюмень, как, наверно, и другие города России, состоит из отдельных микрорайонов и микрорайончиков, носящих специфические, часто таинственные, загадочные названия, придающие своеобразие городу. Один из таких микрорайончиков — «Вторые пути».
Где находятся эти пути? Да рядом с микрорайоном Дома обороны, там, где улицы Белинского и Таврическая подходят к железной дороге. Это и есть Вторые пути — теперь улица Клары Цеткин. Сюда еще можно попасть с ул. Первомайской, свернув на Товарное шоссе у завода пластмасс.
Почему такое название — Вторые пути?
Незадолго до Великой Отечественной войны где-то в верхах было решено построить второй железнодорожный путь от Тюмени до Свердловска, поскольку старая одноколейная дорога не справлялась с перевозками грузов и пассажиров. Для строителей этого второго пути на западной окраине Тюмени у железной дороги в 1941 году были построены жилые помещения в господствовавшем в те годы стиле «баракко». Шесть бараков и овощехранилище. Место, где они были поставлены, и стали называть тюменцы Вторыми путями.
Теперь мало кто знает, что такое барак. В Тюмени их, кажется, не осталось ни одного: после того как в конце 70-х годов была проведена общегосударственная акция по уничтожению архитектурных сооружений этого стиля. Дело в том, что весь мир стал смеяться над Союзом ССР: зрелый социализм построили, вот-вот взойдет заря коммунизма над шестой частью земного шара, а люди, строители этого коммунизма, живут в бараках. Больше всего бараков было как раз в ведомстве министерства путей сообщения (МПС).
Итак, барак. Между прочим, в Большой Советской Энциклопедии этого слова нет, как ни странно. Нет его и в Большом Энциклопедическом Словаре (БЭС). Только Словарь русского языка разъясняет: барак — это легкая постройка, предназначенная для временного жилья. Но поскольку в России нет ничего более постоянного, чем временное (была даже перекроенная из классики советская пословица «Ничто не вечно под луною кроме временных бараков»), то в бараках родилось, выросло и ушло в мир иной не одно поколение строителей светлого будущего. Мир и вечный покой им, не дождавшимся отдельных благоустроенных квартир.
Барак — это в архитектурном отношении деревянное строение в один этаж, вроде сарая. Общий коридор. Ширина барака около 10 метров. Длина — произвольная. Мой знакомый дядя Александр вырос в бараке на Вторых путях и рассказывал, что бараки были небольшие: в коридоре по шести комнат на каждой стороне. В каждой комнате — семья. Обогревались печкой, тут же готовили еду. Коммунальные услуги — во дворе. Там же дровяники -небольшие сараюшки для хранения топлива. Но в них умудрялись держать кур, поросят и даже коров.
Строили вторые пути и жили здесь как местные вольнонаемные, в основном крестьяне из окрестных деревень, так и ссыльные из европейской части России. Внешне они выглядели «вольными», но должны были регулярно отмечаться где-то в милиции.
— Жили все мы дружно, — вспоминает дядя Александр. — Народ был сборный — кто откуда. Но, знаете, комнаты в бараках не замыкали и воровства не было. Кто уходит, набросит железную чеку на петлю у двери -и все. Всем видно: хозяев нет дома, нечего туда и ходить. Даже на ночь не запирались. Только после войны появился вороватый народ и замки на дверях.
Барачная жизнь — это не просто дружная жизнь, это жизнь -полностью открытая для всех. Здесь все знали, кто что готовит на обед, кто какими болезнями недомогает, кто у кого ночевал, когда у какой женщины «тяжелые дни». На общих веревках сушили белье, и без меток знали, где чье. Настоящая коммунистическая жизнь -это барачная жизнь…
Имелась тут и небольшая начальная школа. Дети повзрослее ходили пешком в школу № 1 на ул. Республики, где теперь городской комитет по образованию.
Прежде чем строить второй путь на Свердловск, была построена железнодорожная ветка на ДОК «Красный Октябрь», что далеко в пойме Туры. Оттуда поступали на стройку шпалы. Здесь же, на Вторых путях, был переезд через железную дорогу, по нему ездили в аэропорт Плеханове. Он тогда был один и так не назывался. Это был просто тюменский аэродром. Тот переезд, что у самых ворот Плеханове и уже лет шесть как закрыт, был устроен позже, около 1954 года.
Второй железнодорожный путь до Свердловска в военные годы так и не был построен (это сделали уже в конце сороковых — начале пятидесятых годов). Было не до строительства, надо было содержать в рабочем состоянии имеющийся путь, потому рабочих из бараков использовали летом на ремонте и осмотре путей, а зимой — на их очистке от снега. Тогда снегоочистительных машин не было, и после снегопадов на расчистку заносов выходили тысячи людей с лопатами и работали сколько надо, чтобы пропустить военные составы на восток или запад. На часы никто не смотрел, да их и не было у рабочих. Повальная мода носить наручные часы появилась только в 50-е годы.
Сразу после войны там, где теперь улицы Клары Цеткин, Таврическая, Белинского, находились военные городки № 6, 10 и 23, обтянутые изгородями из колючей проволоки, по углам — наблюдательные вышки. Там в казармах жили солдаты, в пакгаузах хранилось войсковое имущество. Потом военгородки перевели на озеро Андреевское — за город, а освободившееся место стали застраивать щитовыми, так называемыми «финскими», домами и заселять их ссыльными из европейской части России. Жили тут калмыки, эстонцы, немцы, но преобладал, конечно, «старший брат» — русские, сосланные за разные прегрешения. Тоже жили дружно — и взрослые, и дети особенно. Запросто общались, национальная принадлежность оставалась как-то в стороне как деталь несущественная. На свадьбы и разные праздники ходили друг к другу, только калмыки свои свадьбы праздновали особняком, без приглашения соседей.
Тогда и сформировались главные здесь улицы: Белинского, Таврическая, Клары Цеткин. Были и поперечные им короткие улочки, носившие имена героев военных лет: Любы Шевцовой, Сергея Тюленина (это герои Краснодона) и др. Щитовые дома на две квартиры стояли плотно, населения тут было много. В 60-70-е годы до ул. Клары Цеткин от вокзала через центр города ходил автобус № 17 с ко-: печной остановкой там, где теперь здание ГАИ Калининского района Тюмени.
Я застал еще эти жуткие трущобы, где жить вольготно могли только крысы, и на моих глазах они закончили свое бренное существование. Шестнадцать лет я ходил ежедневно улицей Белинского на работу с улицы Парковой, что на той стороне железной дороги, к Дому обороны и мог наблюдать процесс перестройки этого микрорайона.
Первым в 1965 году был заселен панельный дом в начале ул. Белинского. Последними пали «финские» дома на том месте, где завод «Нефтемаш» возвел свой замечательный детский сад-ясли «Теремок». Жителей «финских» щитовых «насыпушек» расселили по разным местам Тюмени. Калмыки и эстонцы уехали на родину после 1956 г.
Что теперь на месте Вторых путей?
Улица Клары Цеткин продолжает обновляться, сносят старые деревянные дома, поднимаются панельные «башни» и «стенки». Эта улица так и остается пока «односторонкой» -застроена она только по одной стороне. На том месте, где были бараки строителей Вторых путей, железная дорога соорудила дровяной склад и повышенный путь для разгрузки сыпучих грузов самотеком из вагонов. У дороги приютились вездесущие гаражи. АОЗТ «Русский север» имеет здесь свои овоще- и фруктохранилища и торгует оптом этой витаминной продукцией.
Рядом находится ПЖРТ Калининского района. НТО это такое, я не знаю. Дежурный на проходной пытался, но не смог мне по буквам расшифровать название учреждения, запутался и сказал:
— А тебе что, мало того, что написано? ПЖРТ — и все.
Но я помню, что лет 12 назад здесь было домоуправление № 4, вернее — ЖЭУ № 4. И еще здесь по соседству — госавтоинспекция Калининского района.
Вторые пути — место бойкое. Здесь постоянно течет людской поток; на другую сторону железной дороги — в микрорайон, известный под названием «Маяк», и обратно, сюда — на Вторые пути и к Дому обороны. Название сохранилось, оно живет.
***
фото: ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА