Нигде кроме, как в «Газпроме»
Впервые власть решила раскрыть финансовые тайны гигантского концерна
На протяжении всей уходящей недели медленно, но верно раскручивался сюжет, не ставший пока сенсацией, но многообещающий потенциально и весьма показательный. Власти во всеуслышание заговорили о возможности «подраздеть «Газпром», чего они не позволяли себе как минимум в течение трех последних лет.
Сначала министр экономики Eвгений Ясин на заседании правительства, состоявшемся в понедельник, выразил намерение «придержать» ряд естественных монополий, которые «до сих пор жили благополучно». И в этом контексте высказал предположение о целесообразности лишить «Газпром» ряда льгот. А затем и помощник президента Александр Лившиц в интервью газете «Сегодня» заметил, что «держать дальше в запасе возможности «Газпрома» без определенных потерь для экономики было бы невозможно».
Сам «Газпром» попытался представить подобную позицию как «личное мнение» отдельных высокопоставленных чиновников. Однако совершенно очевидно, что в нынешней России столь высоко поставленные чиновники по столь щепетильному вопросу, как финансовое состояние «Газпрома», своих личных соображений экспромтом высказывать не будут.
Что же осталось за кадром? Некрасивый скандал с Международным валютным фондом. Анализируя причины медленно продвигающейся финансовой стабилизации, незатихающей инфляции и тяжелой ситуации с бюджетом, специалисты МВФ, в частности, обнаружили, что «Газпром» до сих пор имеет собственный стабилизационный фонд. Между тем еще в начале нынешнего года российское правительство отрапортовало, что все отраслевые внебюджетные фонды с 1 января 1995 года ликвидированы, а их средства консолидированы в бюджет. Возникла весьма скандальная ситуация: МВФ обвинил российское правительство в представлении «неправильной информации».
А между тем отмена стабилизационного фонда «Газпрома», как и увеличение акциза на продажу газа с 25 до 35 процентов, как и поднятие пошлин на экспорт с 2 до 5 экю — все эти меры были предусмотрены бюджетом 95-го года и Заявлением правительства. И ни одна из них не выполнялась. В связи с напряженной ситуацией, возникшей вокруг бюджета, о необходимости осуществления этих мер в правительстве заговорили опять.
По информации, полученной нами в российском правительстве, Виктор Черномырдин поручил разобраться в этом вопросе Анатолию Чубайсу, Чубайс — Ясину. Таким образом, осторожные высказывания министра экономики на заседании правительства — вовсе не были некоей «отсебятиной». Больше того, текст ясинского доклада был предварительно согласован с Черномырдиным.
Вокруг каких сумм разгорается сыр-бор, пока можно только гадать. Один высокопоставленный источник в российском правительстве, сетуя на абсолютную закрытость «Газпрома», заметил: «Проверить досконально мы ничего не можем». В правительстве сомневаются также, что баланс «Газпрома» удастся-таки заполучить для анализа.
В самом «Газпроме» утверждают, что суммы, на которые претендует бюджет, разорительны для отрасли, так как денег нет — из-за неплатежей, из-за падения доллара..,
Однако вот цифры, характеризующие размеры поступлений в бюджет от нефтегазового сектора в различных странах. Итак, Россия: производя 12 процентов валового внутреннего продукта, наши нефтяники и газовики дают бюджету 8,8 процента доходов. А вот в Индонезии, где доля сектора в ВВП примерно такая же — 12,3 процента, бюджет имеет от отрасли 34,1 процента доходов. А в Мексике нефть и газ, составляющие всего 2,1 процента в ВВП, обеспечивают 15,8 процента бюджетных доходов.
Таким образом, совершенно очевидно, что бюджетная нагрузка на российский нефтегазовый сектор далека от мировых стандартов. При этом подавляющее большинство специалистов склоняется к тому, что нефтяников государство «раздело» уже основательно, и с них-то взять особенно нечего. А вот что касается газовиков…
Eсть вещи, которые у всех на виду. Скажем, комплекс новых зданий «Газпрома». Eго вызывающее роскошество в полунищей России самого беспристрастного наблюдателя заставляет задуматься об эффективности существующего механизма распределения доходов от добытого в российских недрах газа. По грубым оценкам, махина газпромовского офиса может стоить в пределах 600-800 миллионов долларов. И судя по всему, эти деньги были у газовиков не последними. Кое-какие цифры о состоянии финансов «Газпрома» нам удалось получить из конфиденциальных источников.
То, что средняя зарплата в газовой отрасли самая большая по стране, известно давно. Размер ее около 2 миллионов в месяц. Однако малоизвестно, что два миллиона — это далеко не все, что получает среднестатистический «газпромовец». Ведь кроме фонда оплаты труда, составляющего 2 триллиона рублей, газовики имеют еще и фонд социального развития, размер которого в 1995 году составит около 10 триллионов! И это при том, что далеко не все социальные траты закладываются в этот фонд. Скажем, расходы на строительство баз отдыха проходят по разделу… «освоение месторождений». А затраты на финансирование аппарата в размере одного триллиона в год учитываются отдельной строкой.
Тут нелишним будет заметить, что у подавляющего большинства отраслей такая роскошь, как фонды социального развития, вообще отсутствует. Да и «среднестатистический «газпромовец» — существо достаточно мифическое. Широко известно, что задолженность по зарплате в «Газпроме» достигает временами не одного месяца.
Вот любопытные цифры для оценок: за первое полугодие 95-го года себестоимость газа обошлась «Газпрому» в 12 триллионов рублей. Капвложения — в 9 триллионов. А все социальные расходы достигли 6,3 триллиона. Любопытно, что в дополнение ко всему этому еще 11 триллионов рублей в первой половине года прошли по статье «текущие расходы».
Ну и, наконец, тот самый скандальный стабилизационный фонд. По оценкам самих «газпромовцев», он составил только за первое полугодие нынешнего года 15 триллионов рублей (3 миллиарда долларов!). Причем формирование этого фонда — за счет отчислений от себестоимости продукции и части прибыли — происходит на основании весьма сомнительной нормативной базы. В соответствии с указом президента нормативы отчислений определяются… в ходе согласований с министерством экономики и Минфином. То есть фактически формирование налогооблагаемой базы для «Газпрома» происходит не на основании закона, обязательного для всех субъектов рынка, а в ходе своеобразного «договорного процесса» с отдельными чиновниками отдельных ведомств. Практика совершенно беспрецедентная даже в условиях «многовариантной» российской действительности.
По предварительным оценкам Минэкономики, избыток финансирования «Газпрома» только за восемь месяцев текущего года составил 13 триллионов рублей.
Итак, что дальше? Главный вопрос: позволит ли Виктор Черномырдин своим непосредственным подчиненным всерьез разбираться со своим кровным детищем?
Все это — задачка со множеством неизвестных. Например, неизвестно доподлинно, насколько все-таки Черномырдин контролирует «Газпром». И, если премьер все же санкционирует разбирательства, подчинится ли Рэм Вяхирев? Либо примется искать обходные дорожки к президенту? А уж в президентском окружении, можно не сомневаться, найдется масса желающих «посодействовать» обиженным газовикам, дабы выбить из-под Черномырдина-политика экономический фундамент «Газпрома».
С другой стороны, премьеру не позавидуешь и в том случае, если он примет решение «Газпром» не беспокоить. В разгар предвыборной борьбы политические оппоненты не преминут пустить в дело столь убийственный для лидера «Нашего дома» аргумент, как сокрытие газпромовских доходов от обделенного и обнищавшего российского народа. И в свете «газпромовских разоблачений» разговоры о том, как составляются самые крупные состояния в России, обретут новый импульс, а также совершенно определенную направленность.