Праздничный день города как зеркало зияющей срамоты текущей жизни
С каждым новым залпом, выбрасывавшим в ночное небо разноцветные гроздья фейерверка, мне становилось все грустней и грустней. Было жалко всех — себя, детей, горожан, медленные завихрения толпы, убивавшей время и деньги. Вот пришли они, желанные свободы, а как распорядиться ими, мало кто знает. Бескультурье и ожидание манны небесной — сейчас, мол, появится кто-то, и всем станет весело, всех организуют и ублажат — царили в «красную» субботу.
Конечно, жара — причина веская, но карнавал в Рио и фиеста в Толедо проходят красочно и общеувлекательно при еще более жгучих градусах. Прежде всего, у нашего праздника не было общей идеи, умелой режиссуры массовых действ. Зачем нам толковые разработки института искусств и культуры — сами «могем» и «в курсе». Вот и растянули кишкой вдоль входа в «Юбилейный» толпу зрителей «Гав-гав-шоу». На дымящемся асфальте шесть девчушек, рискуя получить тепловой удар, расписывали мелками свои парсуны. Солнце било в затылки, про легкие тенты организаторы, скорей всего, и не подумали.
Обливавшийся потом ведущий в меру сил пытался расшевелить псов и хозяев, то взвешивая их, то вымеряя длину ушей. К часу дня я понял, что скоро сам стану «гав- гав» и надо менять позицию. Обойдя жалкие столы торговцев с их столиками, уставленными новыми российскими стандартными капиталистическими наборами жестянок и полиэтиленовых колб, я добрел до лотерейщиков. Разыгрывали (громко!) призы за удачные ответы на вопросы о тюменской истории. И чем выше поднималось солнце, тем «солонее» становились шуточки ведущих. Но и жидкое число игравших тоже не блистало, хрестоматийные факты им были не по зубам, и ведущий все чаще подсказывал первые буквы известных фамилий.
Куда умней поступил недавний герой фоторепортажа из городской жизни С.Киселева на первой полосе «Курьера», бывший механик, ныне уличный саксофонист. Он устроился на траве под раскидистым деревом, и грустный блюз стал лейтмотивом происходящего.
Не знаю, как другим, но мне давно уже ясно: наш новый строй, отбросив старую идеологию, ее формы организации общественной жизни, разобщил людей еще больше, чем при советах. А те, кто это сотворил, прекрасно знают, что сделать из людей животных, привить им инстинкты стаи куда легче, чем предложить новые и гуманные пути культурного самостроительства, разумное поведение в часы досуга, умение быть не стадом на праздниках, а радостными соучастниками действа.
Наверное, ответственные лица из мэрии сделали что положено, что было записано в плане праздника. Но давайте спросим сами себя, горожане, кто из нас был хотя бы на профсоюзном собрании в том месте, где он работает, и где бы функционеры предложили какую-то зрелищную программу нашего личного участия в Дне города, а мы ее обсудили и бросились готовиться, репетировать, шить костюмы, разучивать песни и частушки…
Недавнее социальное иждивенчество дополняется культурным, и сколько бы радикалы ни кляли Маркса, он прав: главное богатство человека — умение самому интересно распорядиться свободным временем. Вот его-то у нас в День города и не оказалось.
***
фото: